На главную

К 190-летию орловского городского сада

             В 1984 году в Приокском издательстве (г. Тула) тиражом 5000 экз. была издана тоненькая книжечка под названием "Орловский городской сад". Ее автор - Ольга Павловна Власова — коренная орловчанка, хорошо знала и любила свой город. Краеведом себя считала с десятилетнего возраста, когда в 20-е годы с такими же сверстниками, как она сама, любила бродить по улицам Орла. Эти детские впечатления впоследствии определили большой интерес к краеведению. Природу любила страстно. Собрала и описала историю всех парков, бульваров, скверов города, а также историю цветоводства в Орле. Много сил как общественник отдала восстановлению разрушенного гитлеровскими оккупантами зеленого хозяйства и развитию цветоводства. 18 лет возглавляла секцию цветоводства и озеленения городского общества охраны природы. Орел в эти годы неоднократно становился участником Выставки достижений народного хозяйства СССР, а сама О. П. Власова награждена четырьмя медалями и многими аттестатами ВДНХ.

 

Ниже вы можете ознакомиться с текстом книги, иллюстрации - от автора сайта.

_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

        Исторические памятники живой природы — парки, сады, скверы — имеют для человека огромное, как эстетическое, оздоровительное, так и. культурно-просветительное значение. Еще на заре Советской власти 16 сентября 1921 года Совнарком издал за подписью В. И. Ленина Декрет об охране памятников природы, садов, парков. Все, что представляло научную и культурно-историческую ценность, нуждалось в охране, было объявлено неприкосновенным.
        Следуя ленинским заветам беречь и по-хозяйски относиться к богатствам родной природы, Коммунистическая партия и правительство принимали и принимают все меры по сохранению и восстановлению природных богатств страны.
        Таким историческим памятником живой природы и культуры в Орле по праву считается городской парк культуры и отдыха. 150-летие его основания отмечалось 1 Мая 1973 года. Расположенный на левом берегу реки Оки, парк живописен, красив. Из парка открывается панорама современного города с девяти-четырнадцатиэтажными жилыми домами, стройными корпусами фабрик, заводов, зданий школ и величественным памятником-обелиском, воздвигнутым на левом берегу в сентябре 1966 года у слияния рек Оки и Орлика в честь 400-летия основания Орла. По широкой ленте Оки, через которую перекинуты три моста, курсируют прогулочные теплоходы, спортивные и прогулочные парусные, моторные лодки.

        У подножия парка разместилась водная, лодочно-прокатная станция ДОСААФ, а рядом - пляж. История городского сада необычайно интересна, это часть культурной жизни города. О ней не раз писали в местных газетах, парку на берегу Оки посвятили свои строки знаменитые писатели. Эта тема еще более ста лет тому назад волновала людей, они оставили уникальный материал о зеленом друге орловцев, помогли восстановить картины былого и того, как создавался, рос и хорошел городской сад, как из места отдыха избранных стал он "садом для всех". Жизнь многих поколений связана с ним, в его истории отражена история нашего города.

        Автор выражает благодарность за помощь в сборе материалов о городском саде В. Г. Сидорову, О. Н. Овсянниковой, Р. М. Алексиной.

               
 

Как создавался сад

        Сохранившиеся по наши дни исторические документы, книги, газетные публикации позволяют нам довольно точно рассказать о далеком прошлом Орловского городского сада.
Брошюра Дмитрия Добрынина «Орловский городской публичный Шредерский сад и его история» была издана в 1860 году и давно стала библиографической редкостью. Чуть ли не единственный экземпляр ее хранится в Государственной библиотеке им. Салтыкова-Щедрина в Ленинграде. Об авторе этой брошюры, Дмитрии Добрынине, известно немного. Он был секретарем городской думы, в орловских «Губернских ведомостях» за 1859—1861 гг. изредка появлялись его статьи об истории г. Орла. С любовью описал Д. Добрынин все, что связано было с созданием городского сада. Об этом же рассказывает в своей книге «Исторические очерки города Орла» другой краевед того времени, преподаватель истории Орловской духовной семинарии Г. М. Пясецкий.
Оба автора свидетельствуют: начало закладки сада было положено в первых числах октября 1822 года. Инициатором этого дела стал орловский гражданский губернатор Николай Иванович Шредер. Высокое свободное место левого берега реки Оки с крутым обрывом (ныне Советский район города) по своему природному расположению как нельзя лучше подходило для закладки сада. Тем более, что в этой части города размещался административный корпус со всеми своими службами.

 


        Против места, отведенного под закладку сада, на улице (ныне М. Горького) стояло двухэтажное здание «присутственных мест» (ныне не сохранилось). Поблизости, сияя золотом куполов, возвышался Петропавловский собор (теперь место библиотеки им. Н. К. Крупской), а недалеко от него размещался кирпичный двухэтажный дом орловских губернаторов, сохранившийся и теперь, но с надстройкой третьего этажа (ул. М. Горького, дом № 45).

        На небольшом расстоянии от сада в 1823 году построили здание «дворянского собрания». (Теперь на этом месте с 1975 года стоит новое здание драматического театра им. И. С. Тургенева.) От дома «дворянского собрания» шел широкий бульвар, заложенный в 1819 году (часть сохранилась и теперь). На правом берегу Оки, против сада, в то время еще была пристань, но уже ветхая. В навигацию, когда Ока сильно разливалась, от пристани отходили суда, груженные зерном, пенькой, салом. Это был один из центров торговой деятельности орловского купечества, здесь совершались коммерческие сделки.
        Вот в таком удобном живописном месте решено было «для увеселения и прогулок народа» заложить публичный сад. Власти города на осуществление таких планов средств не имели. Это вынудило обратиться за помощью к должностным лицам. Из городов Севска, Трубчевека, Брянска, Ельца, Малоархангельска, Волхова, Ливен, Кром, Карачева и других стали поступать денежные средства, посадочный материал.
        С начала октября до наступления зимы на семи десятинах отведенного под сад земельного участка было посажено 4700 различных пород деревьев и кустарников. Погода на редкость, пишет в своей брошюре Д. Добрынин, «стояла прекрасная». Она способствовала успешной посадке. Зимой занимались строительными работами и подготовкой к весне. С первыми апрельскими днями посадка деревьев возобновилась, работа была напряженной. Об этом мы судим по тому, что только за один месяц было посажено более 7000 деревьев. Их оказалось много, излишки планировалось высадить на Воздвиженской площади и на Ильинке (теперь место кинотеатра «Родина» и сквера Танкистов). Из древесных пород, растущих в это время в Орловской губернии, в состав сада вошли: ильм, тополь, сосна, береза, клен, ясень, рябина; из кустарников — черемуха, акация, бузина, крушина, волчьи ягоды, терн, орешник, вишенник, жимолость, бересклет — всего 15000 деревьев и кустарников. Одновременно с посадкой приводились в порядок два глубоких рва, они расчищались и были обсажены по склонам деревьями и кустарниками. Рвы брали свое начало от берега реки Оки и, сужаясь, доходили до половины сада (сохранились они и теперь). Через рвы построили мосты, вокруг сада поставили деревянную изгородь. Вся работа по озеленению и оформлению клумб выполнялась под руководством садовника Петра Сергеевича Шушпанова.

 


       

        1 мая 1823 года в г. Орле торжественно праздновали открытие публичного сада. Это было большим событием в губернии. Сад был иллюминирован. Звуки военного оркестра раздавались далеко за полночь.
        Прошло десять, лет, Средств, выделявшихся городской думой на содержание сада, было недостаточно. Не стало садовника. Сад выглядел в это время запущенным, деревья росли медленно, некоторые засыхали.
        В 1832 году снова решено было сделать посадку деревьев в саду. Этим делом снова занялся садовник П. С. Шушпанов. В 1837 году площадь городского сада увеличилась, к нему прирезали участок, лежащий между бульварами и садом на всем его протяжении. В начале сада построили каменную большую площадку. Здесь в праздничные дни устраивали выступления цыганских хоров с плясками, зажигались фейерверки, проводилась ярмарка. Сюда приходило много народа, было .шумно, красочно и весело. Разросшийся, окрепший, с сочной зеленью, по описанию Д. Добрынина, в 1840 году сад имел чудесный вид.
        В этот год, изучая плодородие почв средней полосы России, Орел посетил директор Московского Общества сельского хозяйства С. И. Маслов. Познакомившись с городом, он осмотрел городской сад. Его поразила красота и культура сада: правильная, умелая планировка, прямые широкие аллеи, обилие зелени, до блеска вычищенные и укатанные дорожки, множество клумб с прекрасными цветами. Он увидел в саду два парника, ему объяснили, что они построены для показа народу, как надо выращивать ранние овощи, «люди на них смотрят как на диковинку». С. И. Маслов в своей статье в орловских «Губернских ведомостях» писал: «Сад в Орле открыт для всех, содержится, как лучшие московские. Такой сад был бы хорош и в столице».
        В 1840 году у стены городского сада построили здание первого общественного театра в Орле. Он находился справа от теперешнего входа в парк, недалеко от того места, где в наши дни стоит памятник И. С. Тургеневу. 21 июля 1841 года, во время пожара в Орле, этот театр сгорел, просуществовав всего один год. Пожары несколько раз грозили уничтожить городской сад. Но он уцелел и послужил защитой расположенных за ним частных домов.
        С годами городской сад в какой-то степени менял свой облик. В нем что-то ремонтировалось, строилось новое, сажались деревья, по-иному оформлялись цветочные клумбы. Построили кофейную, поставили солнечные часы. На одной из решетчатых чугунных беседок, что стояла близко от входа в сад, была установлена мемориальная доска, где были указаны год создания и имя основателя сада.
        В 1854—1857 гг. произвели полную реконструкцию всех сооружений сада: исправили мосты через овраги, флигель для садовника, открыли новый танцевальный зал, построили «беседку для музыкантов». У помещения кофейни поставили столика для посетителей, желающих пить чай, кофе. Сделали оригинальную беседку на дереве для продажи вин. В саду появились новые широкие дорожки, старые расширили. Против входа в сад разбили красивый цветник.


        По описанию Д. Добрынина, «Орловский публичный сад был прекрасен и живописен. Два глубоких, обрамленных деревьями рва врезаются до середины сада от берега Оки и разделяют его на три части». В первой из них, пишет Добрынин, находится «обширный зеленый луг». В средней части разбиты клумбы с цветами, поставлены скамейки, в этой части сада всегда многолюдно, два, три раза в неделю играет духовой оркестр. А над крутым обрывом «красуется беседка, отсюда открывается прекрасный вид на город и вдаль на Московскую дорогу».
        Документы свидетельствуют, что путешественники того времени считали Орловский публичный сад лучшим среди других садов губернских городов.

 

В воспоминаниях современников

 


        Не только красота природы привлекала в сад орловцев. Он стал своеобразным культурным центром города. Здесь всегда звучала музыка. Ежедневно летними вечерами играл духовой оркестр постоянно стоявших в Орле военных полков. Звуки оркестра далеко были слышны в тишине городской жизни старого Орла. Документы знакомят нас с именами таких известных военных дирижеров, как Шорф, Филипп, А. Ф. Владимиров.
        Глазами пожелтевшей и, как кружево, по краям от времени истлевшей афиши на нас смотрит жизнь старого городского сада: «1901 года, 3 мая, в городском саду состоится большое народное гуляние. Средства поступят в фонд Орловского добровольного пожарного общества». Среди концертной программы на афише значится жирным шрифтом: «Выступает семейство гармонистов Гладкова». Фамилия талантливых музыкантов Гладковых была широко известна в г. Орле и за его пределами. В 1911 году под управлением дирижера Гальзбрунера в саду постоянно играл так называемый известный симфонический венский дамский оркестр.

 


        В 1861—1862 годах у входа в городской сад (там, где теперь колоннада и первая широкая аллея парка) по проекту архитектора Винберга было построено здание орловского театра. Окруженный зеленью театр, как что-то единое, органично слился с садом. Одна его стена с тремя большими окнами и дверью выходила в сад. В теплые дни зрители во время антрактов гуляли в тенистых аллеях.
        Городскому саду посвятили немало проникновенных строк в своих воспоминаниях, письмах и произведениях многие знаменитые писатели-орловцы, чьи книги большими тиражами выходят и читаются во всем мире.
        Неоднократно бывая в Орле, И. С. Тургенев всегда посещал городской сад и любил гулять по последней аллее, что над Окой, сидеть на одной из ее скамеек. Такие предания ходили среди орловской молодежи и жителей. Аллею и скамейку в народе называли «тургеневскими».
        Навсегда в памяти другого замечательного русского писателя-орловца Н. С. Лескова остались воспоминания о том, как в детстве няня, Марина Борисовна, уводила его гулять в городской сад. «Здесь мы садились над мелководной Окой и глядели, как в ней купались и играли маленькие дети». А спустя много лет в 1893 году Н. С. Лесков в «Орловском вестнике» опубликовал свой рассказ «Тургеневский бережок»: о первой весне нашего: великого писателя Тургенева, о его сне в подвижной колыбели, которую няня часто привозила на последнюю аллею, что над Окой. «Отсюда знаменитое дитя впервые окидывало своими глазами небо и землю». Было бы хорошо, писал в своем рассказе Лесков, поместить здесь памятный знак с обозначением, что в Орле увидел свет Тургенев, пробуждавший в своих соотечественникам чувство человеколюбия и прославивший свою Родину доброю славою. С той поры это место жители Орла стали называть «Тургеневским бережком».
В книге Е. Брандис «Сила молодая» рассказывается о юных годах писательницы Марко Вовчок (Вилинской Марии Александровны), как «она, Маша, детей иногда уводила подальше в Шредерский городской сад, где на деньги купца-мецената были воздвигнуты чугунные беседки, сооружены солнечные часы и проложены над Окой дорожки. С высокого обрыва открывалась панорама типичного среднерусского города, разделенного на три части изогнутой лентой Оки и впадающим в нее Орликом».
        17 сентября 1857 года М. Вовчок писала на Украину мужу А. В. Марковичу: «Вчера утром были в саду и в магазинах, где Богдасю очень понравились вол и четверка коней. Четверку мы и домой принесли с собою и по саду возили по городскому, шумели и смеялись».
        Имя Анны Петровны Керн овеяно поэтическими строками стихотворения, посвященного ей А. С. Пушкиным. М. И. Глинка на слова стихотворения написал пленительную музыку, создал бессмертный романс «Я помню чудное мгновенье». А ведь А. П. Керн родилась в г. Орле в 1800 году «в доме губернаторов», стоявшем против городского сада (ныне ул. М. Горького, № 45).
        Великая русская артистка Гликерия Николаевна Федотова родилась в 1846 году в г. Орле. Детство ее до семи лет прошло в бывшей Монастырской слободе. Ее воспоминания детства записаны А. Ляховым, хранятся в музее И. С. Тургенева. В них рассказывается, как маленькая Луша жила в чистеньком, небольшом домике, что стоял на высоком берегу Оки. При домике был садик с кустами сирени и мальвами, а за углом дома, направо, она помнит большую площадь, за ней городской сад, спускающийся .к Оке. Из окна своего домика Луша любила часами смотреть на разлившуюся речку и таинственный, каким ей в те годы казался, городской сад.
        Вот как И. Бунин, в свои отроческие годы попавший на празднество в городской сад, описал его: «...меня поразила несметная от тесноты, медленно двигающаяся по главной аллее толпа, пахнувшая пылью и дешевыми духами, меж тем, как в конце аллеи в сияющей цветными шкаликами раковине томно разливался вальсом, рычал и гремел во все свои медные трубы и литавры военный оркестр. Перед раковиной, на площадке бил раскидистый фонтан, орошая водяной пылью, с очаровательным запахом цветы, как я потом узнал, они назывались просто «табак».
В тенистых аллеях городского сада в разное время гуляли Т. Н. Грановский, А. Н. Апухтин, Л. Н. Андреев.
        Вот как 17 марта 1892 года Л. Д. Андреев писал в своем дневнике одной своей орловской знакомой Л. Н. Дмитриевой (Тухиной): «Все-таки в Орел очень хочется, хочется в городском саду погулять, неделю уже до него осталось. Не знаю, есть ли еще где в провинции такое любопытное место, как наш городской сад, он принадлежность только одного Орла. Бывал я в разных городах, но подобного учреждения не встречал. Коротко говоря, сад наш представляется единственным местом, где сосредотачивается Орловская общественная жизнь».

 


        Бывал в городском саду и Л. Н. Толстой, в пору золотой осени — сентябре 1898 года, когда останавливался в «доме губернаторов». В этот период, как известно, он работал над романом «Воскресенье». Писатель изучал условия, в которых содержались заключенные в тюрьме, что стояла в конце и примыкала к городскому саду. Свои наблюдения Лев Николаевич использовал в романе.

        Со дня своего открытия городской сад был доступен далеко не каждому. На чванное гуляние в нем, показать свои туалеты, собиралась городская знать, шикарно разодетое дворянство, богатые купцы, чиновники и другая, как раньше говорили, «чистая публика». Посмотреть городской сад приезжали и из других губернских городов. Гости расточали похвалу губернатору. ,Кто мог из рабочих, мастеровых и простой молодежи пойти погулять в такую украшенную цветами и фонтанами аристократическую часть сада, где с открытым пренебрежением могли смотреть на человека «из черни». На входных воротах сада висела  дощечка с унизительной надписью: «Солдатам и собакам вход воспрещен». У входа, тут же у гауптвахты, в будке в черно-белую полоску, сидел солдат с ружьем. У ворот сада стоял страж порядка — усатый городовой. У стен сада возле дома губернатора по булыжной мостовой взад и вперед, четкими соразмеренными шагами неустанно ходил городовой.
        Такую картину запомнил коренной орловец, замечательный человек, 57 лет проработавший гримером в орловском театре, — Константин Михайлович Крестьянкин.
До сих пор многие орловцы помнят, что задолго до революции в городском саду существовала бесплатная часть сада. Здесь гуляли рабочие, ремесленники и другой простой народ. Есть предположения, высказанные коренными орловцами, что бесплатная часть сада возникла после первой революции 1905 года. Власти города этим хотели задобрить рабочих. Бесплатная часть сада размещалась примерно на 2,5 гектара земельного участка, примыкавшего к зданию бывшей тюрьмы. Одна каменная стена тюремной ограды в эти годы служила забором сада, а вход располагался по ул. Садовой (ныне М. Горького). Второй этаж тюремного корпуса одиночных камер верхними окнами выходил в бесплатную часть сада.
        В глубине сада, ближе к обрыву находилась большая сцена, иногда на ней ставили спектакли. В этой части сада было много деревьев, кустарников, стояли лавочки, но сажать цветы здесь не полагалось.
        С каждым годом городской сад все больше и больше привлекал к себе внимание. Он становился местом встреч, обсуждений. Под видом прогулок, развлечений здесь собиралась демократически настроенная молодежь. Бывали революционеры, чьи имена широко известны в нашей стране: В. К. Родзевич-Белевич, Надежда Смерчинская (политическая ссыльная), известный полярный исследователь В. А. Русанов, организатор первой социал-демократической организации в Орле И. Ф. Дубровинский.
        Городской сад был свидетелем грозных событий первой революции 1905 года, тогда у его стен жандармами была разогнана демонстрация рабочих и железнодорожников, протестовавших против царского режима.
 

 

        Шли годы, рос, менялся и мужал человек-борец за новую свободную жизнь. С интересом читаешь документы, рассказывающие об одном из первых большевистских организаторов партии в Орле, борце за большевизацию солдатских комитетов В. Ф. Шурыгине. В апреле 1917 года он возглавлял орловскую делегацию от солдат к В. И. Ленину. При второй встрече Владимир Ильич спросил Шурыгина: «Какой вопрос ваш орловский местный сейчас больше всего волнует ваших солдат». «Есть у нас один такой вопрос, — смущенно сказал Шурыгин, смущаясь потому, что этот вопрос он считал пустяковым. — Неудобно даже вам о нем говорить, товарищ Ленин». — «Если вопрос волнует массы, он никогда не может быть пустяковым», — серьезно возразил Ленин. После этих слов Шурыгин посмелел и сказал: «Это допуск солдат в городской парк по воскресеньям. Раньше солдатам не разрешали в парк заходить и в будни, теперь в будни разрешено, а по воскресеньям - нет, а в воскресенье в парке играет оркестр и даются представления. Этот вопрос мы не раз ставили на собрании, а меньшевики его всегда проваливали». Владимир Ильич серьезно ответил: «Как приедете в Орел, снова ставьте на собрании вопрос о допуске солдат в городской парк». В, Ф. Шурыгин, в 1917 году принятый в Петрограде в партию, получил мандат на право выступлений от имени военной организации при Петроградском комитете РСДРП, подписанный Лениным. Через много лет Шурыгин в мирные дни написал книгу «Семнадцатая весна» (армейская хроника). Через все главы книги проходит описание городского парка и города Орла.
По воспоминаниям заслуженного учителя РСФСР И. Д. Мусатова, инженера Управления главного архитектора города Орла В.М. Невструева, летом 1917 года в городском саду бурлила общественная жизнь. Ежедневно собирались люди всех партий, понятий, взглядов, рабочие, объединившиеся в кружки, солдаты. Стихийно возникали обсуждения, споры, дискуссии, митинги, собрания. Большевистские организаторы горячо разоблачали предательскую политику меньшевиков, эсеров. И сад стал местом классовых столкновений. Здесь встречались идейные противники, готовилось наступление на монархию. Близилась революция.


С
ад открыт для всех


        После свершения Великой Октябрьской социалистической революции народ стал полноправным хозяином своей страны — творцом новой жизни. В его руки перешли заводы, школы, земля, парки, сады. 14 апреля 1918 года в газете «Орловские известия» орловская комиссия по охране памятников старины и искусства обратилась к населению губернии с призывом: «Граждане, берите то, что осталось от ушедших поколений, относитесь бережно к предметам-памятникам старины и искусства, ибо они все принадлежат нам, принадлежат всему народу и будут служить на пользу и просвещение всего народа». Это обращение, безусловно, относилось и к памятнику природы — городскому саду. Горисполком и население сберегли его, только теперь он был открыт для всех, для рабочих, служащих, студентов, интеллигенции, подлинных хозяев города, тех, кто работал на заводах и фабриках. Прекрасный, с тенистыми аллеями городской сад сразу стал излюбленным: местом отдыха трудящихся г. Орла.
        Первые послереволюционные годы для молодой Страны Советов были тяжелыми. Не было возможности заниматься благоустройством сада. Но жил он по-новому. В саду проводились гуляния, по вечерам играл духовой оркестр. Торжественно отмечались праздничные дни, устраивались концерты. Очень модны в то время были сатирические выступления так называемых «синеблузников».
        В 1918 году в орловском театре гастролировала труппа М. А. Днепрова. Артисты этой труппы Чарская, Ардаров, Транский часто выступали на сцене городского сада перед зрителями. Старожилы-орловцы помнят о том, что летом 1921 рода на сцене летнего открытого театра городского сада часто шла одноактная пьеса одного из первых советских писателей— орловца Александра Германо «В некоем учреждении», разоблачавшая, высмеивающая бюрократов, расхитителей. В эти годы пьеса имела огромный успех, она обошла все сцены Орла, ставилась и в других городах.
        Долгое время городской сад оставался таким, каким он был в прежние годы. С трех сторон его ограждал высокий дощатый забор, подкрашенный в зеленый цвет. Со стороны обрыва над Окой были заросли из кустарников бузины, волчьих ягод, они росли и по склону обрыва. Сохранилось и просуществовало до Великой Отечественной войны двухъярусное открытое здание ресторана, его огораживал невысокий барьер, за ним стояли закусочные столики. Внизу размещалась биллиардная комната с шестью биллиардными столами. В глубине сада, против ресторана, находился зеленый театр. Здание окружали каштаны, они шли в сторону Пролетарской горы. По воспоминаниям старожилов здесь росли и дубы. Долго сохранялась круглая площадка с чугунной вазой фонтана и скульптурами. Сохранились два оврага, заросшие кустарниками и деревьями. Через один из них был проложен мост на каменном фундаменте. Впоследствии этот мост разобрали, построили другой.
        В 1925 году в городском саду построено большое дощатое здание постоянного цирка, оно размещалось на месте, где теперь стоит киноконцертный зал «Юбилейный». Открытие цирка состоялось 27 мая.

         У городского сада стояло здание театра, в ночь с 6 на 7-е октября 1927 года оно дотла сгорело. Решением горисполкома в 1928-1929 гг. площадь, где находился театр, была передана городскому саду. На ней разбита широкая аллея, посажены кустарники, в центре аллеи установлен фонтан. В эти же годы сад украсили прекрасные цветники. Цветов было очень много, на клумбах росли чудесные махровые левкои, душистый табак. По вечерам сад был наполнен их ароматом.
        В 1930—1931 гг. городской сад получил новое здание закрытого летнего театра на 900 мест. Многочисленные жители Орла вспоминают о том, что каждое лето в нем с большим успехом проходили гастроли театров Москвы и Ленинграда, неоднократно выступали знаменитые артисты: Игорь Ильинский, Любовь Орлова, Владимир Канделаки. В цирк на сезон приезжали лучшие силы циркового искусства того времени из г. Ленинграда.
        В предвоенные годы директором парка был способный организатор Л. Г. Добрин. При нем часто устраивались маскарады, комсомольские балы с фейерверками. Интересная, содержательная программа привлекала в городской сад очень много молодежи, и он считался самым популярным и любимым местом в городе.
        Вероломное нападение фашистской Германии на Советский Союз в 1941 году заставило советский народ взять в руки оружие, идти защищать священные рубежи своей Отчизны.


Обновление


        В годы немецко-фашистской оккупации Орла с 3 октября 1941 года по 5 августа 1943 года, по словам очевидцев, городской сад был превращен в укрытие немецких танков, пушек, зенитных орудий, изрыт траншеями, ямами. Оккупанты бесчинствовали, ими были сожжены и разгромлены летний театр, цирк, эстрады, двухъярусный открытый ресторан и многие другие помещения. Захватчики зверски вырубали, пилили, увечили деревья, вытаптывали кустарники. Более 40% деревьев было уничтожено. Сад представлял собой обожженное огне м, опу сто шейное место.
        После освобождения Орла от оккупантов из эвакуации в город стали возвращаться люди, вернулись и хозяева городского сада — трест «Зеленстрой», в чьем ведении много лет находился городской сад.
        Из документов Госархива известно, что и в обстановке военного времени Орловский горсовет неоднократно ставил вопросы об улучшении работы по благоустройству городского сада.
        В апреле 1944 года под руководством исполкома депутатов трудящихся Советского района города, силами общественности района, была проведена первая уборка сада: засыпали траншеи, выравнивали землю, вывозили обломки сожженных и разрушенных зданий, выкорчевывали пни. На опустошенных местах заложили новые парковые массивы, посадили кустарники, всего было посажено 1500 деревьев и кустарников.
        После победы над фашистской Германией директором городского сада стал демобилизовавшийся из рядов Советской Армии Павел Иванович Музалевский. Трест «Зеленстрой» возглавил И. М. Кронберг. Примечательна судьба этого человека, многое сделавшего для благоустройства города и сада.
        Иван Матвеевич родился в Латвии в городе Либаве, где и окончил сельскохозяйственную садоводческую школу. В годы гражданской войны в 1919 г. в рядах бойцов Латышской стрелковой дивизии освобождал г. Орел от белогвардейской армии (Генерала Деникина. Обстоятельства сложились так, что он был оставлен в Орле в штабе Военного округа. Затем он создал молочно-овощной совхоз «Орлик», а в 1935 году И. М. Кронберг занял должность заведующего теплично-парниковым хозяйством только что организованного треста «Зеленстрой».
        Нужно было разбивать в городе новые скверы, вести реконструкцию старых, благоустраивать общественные сады, на улицах восстанавливать деревья.
        На территории треста в эти годы была построена большая оранжерея, сохранившаяся до наших дней, и большое количество парниковых рам. В оранжерее выращивали хризантемы, цинерарии, примулы, ковровые растения. Иван Матвеевич первым завез в Орел цветы— канны, они были высажены на площади в городе. Кронберг постоянно заботился о том, чтобы успешно развивалось и росло цветоводческое хозяйство треста, ему помогали квалифицированные цветоводы того времени: Лесняк, Сидорова, Рапов. В садах: городском, «Аквариуме», «Металлистов» и других сажали разные цветы. Это были левкои, душистый табак, маттиола.
        Когда грянула война, сберегая имущество и документы треста, Иван Матвеевич эвакуировался, а после освобождения Орла от оккупантов вернулся в город, лежавший в пепле и руинах. Некоторые сады были уничтожены, такие, например, как Витебский, это был большой сад железнодорожников, он находился возле вокзала. Погиб сад «Металлистов» завода имени Медведева, другие парки, скверы также были изувечены, деревья на улицах зверски вырублены. Все, что было создано в довоенные годы, погибло. И. М. Кронбергу пришлось все начинать сначала. Он сам делал планировку первых скверов вокзала станции Орел, территории завода «Текмаш», сквера Танкистов и сквера у дома номер 2 по улице Фомина и др. Отдавая себя целиком этому благородному, нужному людям делу, Кронберг проработал в тресте много лет до своего ухода на заслуженный отдых. Многие орловцы с .уважением вспоминают этого доброго человека — хорошего хозяина, дважды в своей Жизни на опаленной орловской земле восстанавливавшего разрушенное зеленое хозяйство города. Орловщину считал он второй своей родиной.
        Велико было стремление орловцев видеть свой город возрожденным из пепла в зелени садов. При активной помощи предприятий и коллективов, широком участии общественности города, была проведена работа по восстановлению городского сада. За счет прирезки бульвара, находящегося за чертой сада, идущего вдоль ул. М. Горького, сад расширил СБОЙ границы. Дополнительно посадили деревья, кустарники и 28 000 штук всевозможных цветов. Восстановили и оформили вход в сад, оборудовали 60 осветительных электроточек, кинобудку, тир. Но еще многое предстояло сделать: нужно было построить оранжереи для выращивания цветочной рассады для оформления клумб сада, хранения цветочных культур, не зимующих в открытом грунте. Требовался опытный садовник. На эту должность пришел агроном, инвалид Великой Отечественной войны Валерий Николаевич Фессалийский. При нем построили небольшую оранжерею и шесть парниковых рам в конце сада, затем площадь оранжереи увеличили до 120 кв. метров, а количество рам—до 30.
        С каждым годом сад хорошел и благоустраивался. В 1951 году он был переименован в Парк культуры и отдыха.
        Над обрывом, у реки Оки, на большом расстоянии, разделяемые глубоким оврагом, в окружении зелени парка, находятся две одинаковые каменные с .колоннами, круглой формы, красивые беседки. Они спроектированы поэтом, архитектором И. А. Ивановым, построены в 1951 году. Отсюда открывается прекрасная панорама всего города.
        Послушать музыку, лекцию, посмотреть выступления артистов орловцы приходили в открытый театр, .который мог принять 900 зрителей.

 


        Под руководством В. Н. Фессалийского велась усиленная работа: выкорчевывали пни, «лечили» пораненные деревья, сажали новые. Фессалийский вместе со своими помощниками-цветоводами Анной Михайловной Исаевой, Полиной Максимовной Филимоновой и другими превратили парк в благоухающий уголок, любимое место отдыха горожан, молодежи; детей. Цвели, радуя своим разнообразием форм, окрасок, тонов, прекрасные сорта георгинов, клумбы парка оформлялись дорогостоящими ковровыми цветочными растениями, они размножались в своей оранжерее. Вызывали всеобщее восхищение крупноцветные гладиолусы от чисто-белого до черного цвета. Вокруг фонтана росли белые душистые лилии (кандидум). Но гордостью были розы: чайно-гибридные, ремонтантные, полиантовые.
        За высокие показатели в озеленении и развитии цветоводства город Орел в 1958 году был утвержден участником ВДНХ СССР. Коллектив парка в течение нескольких лет демонстрировал свои экспонаты в павильоне «Цветоводство и озеленение» ВДНХ. За высокое их качество коллектив парка неоднократно награждался аттестатами первой степени.
        В это время уже начали работать некоторые аттракционы: карусель, воздушные лодки, самолет. В парке устраивались карнавалы, зажигались фейерверки. Был построен открытый театр на 900 мест. На гастролях в Орле выступали балерина Ольга Лепешинская, певцы Владимир Нечаев, Геннадий Пещаев, Московский театр оперы и балета, Ленинградский джаз. В летние вечера ежедневно играл симфонический оркестр под управлением Л. Г. Добрина.

 

Городской сад, 1958 год


        Многое сделал для благоустройства сада и другой его директор, полковник в отставке, бывший военный летчик, командир Виктор Иванович Замарашкин. Примечательно, что люди героической биографии, ветераны войны, с большой ответственностью и энтузиазмом брались за самое мирное дело— заботиться об отдыхе людей, растить для них деревья и цветы.
        В брошюре «Украсим город цветами», изданной в Орле в 1958 году, рассказывалось о деятельности коллективов, любителей-цветоводов, общественности по озеленению Орла. Фотографии орловских цветников были помещены в №11 журнала «Цветоводство» за 1960 год.
        В 1959 году городской парк посетила группа ученых московских ботанических садов, Тимирязевской академии и павильона «Цветоводство и озеленение» ВДНХ СССР: заведующая отделом цветоводства Тимирязевской академии А. А. Чувикова, директор Ботанического сада МГУ г. Москвы, профессор Н.А. Базилевская, кандидаты наук К. К. Брагина, А. А. Коваль, главный редактор журнала «Цветоводство» Н. П. Николаенко. В те годы они шефствовали над озеленением и цветоводством Орла, принимали активное участие в научных орловских конференциях по озеленению, оказывали практическую помощь. Ученые одобрительно отозвались о работе цветоводов парка. И вместе с тем отметили, что сооружения парка несовременны, он перегружен всякого рода излишествами.
        В 1960 году Орловским горисполкомом было вынесено решение о полной реконструкции сооружений парка. Архитектором орловского института «Гипроприбор» И. К. Киселевым был сделан проект, к осуществлению которого скоро и приступили. В центре парка построили красивый летний театр. Убрали старый фонтан, скульптуры. Освещение парка с воздушного перевели на подземно-кабельное. Посередине глубокого обрыва, идущего из парка вниз, к реке Оке, построили широкую каменную лестницу. На центральной широкой аллее парка в 1968 году был сооружен каскадный фонтан. Его оформлял орловский художник В. Свеженцев.

 

 

    

Памятник И. С. Тургеневу в 1969 г. (слева) и в 2006 г. (справа)


        На месте, называемом «Тургеневским бережком», в честь 150-летия со дня рождения великого писателя — нашего земляка И. С. Тургенева поставили бронзовый памятник (скульптор Г. Бессарабский, архитекторы А. Свиридов и В. Атанов). Открытие его состоялось 4 ноября 1968 года. Митинг в присутствии общественности Орла, писателей, гостей других городов страны, от имени Всесоюзного юбилейного тургеневского комитета открыл секретарь правления Союза писателей СССР, Герой Социалистического Труда Л. С. Соболев.
Это был большой праздник не только для жителей нашего города, но и для всех почитателей таланта великого орловца. Словно задумавшись, сидит бронзовый писатель над родной Окой — перед ним красавец Орел с зеленью парков, с высотными домами.

 

Киноконцертный зал "Юбилейный". Август 1973 г.

        В городском саду было (возведено новое, современных форм здание киноконцертного зала «Юбилейный» (проект главного инженера проектов института «Орелгипросельстрой» Ф. П. Шемченка). Зал на 1292 места построен в короткий срок при активном участии предприятий, комсомольцев и общественности города. 2 августа 1973 года, в честь 30-летия освобождения города Орла от немецко-фашистских захватчиков, в нем был дан первый концерт для строителей. 4 августа зал принимал дорогих гостей — воинов, освобождавших 0рел в 1943 году.
        Киноконцертный зал «Юбилейный» принимает лучших артистов страны, посланцев зарубежной эстрады.

 


        По проекту архитектора К. Г. Силобрам в 1971 году построена новая танцверанда площадью 1240 кв. м на 800 танцующих пар. Пол танцверанды покрыт мраморной крошкой. Парк расширил свои границы, ему передана большая территория, где прежде стояло старое здание тюрьмы. Теперь оно снесено, а на ровной, очень живописной площадке над крутым обрывом к Оке, разместилась зона аттракционов. Это разнообразные карусели — воздушная, цепочная, фигурная, скачущие лошадки и многие другие. Есть виражный самолет, воздушные лодки. Кольцо обозрения и самый интересный из аттракционов «сталкивающиеся автомобили». В этой зоне всегда весело, многолюдно, особенно любят здесь бывать молодежь и дети.

 

Пляж на берегу городского сада. 1970 г.


        Старинный городской парк и в наши дни гостеприимно встречает орловцев, гостей, что приезжают к нам со всех концов страны, из разных государств. Вход в парк украшает белоснежная колоннада из шестнадцати круглых колонн, спроектированная архитектором М. Юзбашьян. Слева от входа возвышается обелиск с надписью «Слава труду», а рядом с ним расположена галерея передовиков производства города и области.
        Можно отметить, что парк почти слился с городом. Две его стороны открыты. Со стороны ул. М. Горького пока стоит металлическая ограда.
В парке до наших дней частично сохранилась старая планировка аллей первой закладки сада. Установлено, что его насаждения относятся к трем группам: одна из них «долгожители» в возрасте свыше 150 лет, другая — в возрасте 60—80 лет и деревья после военной закладки, посаженные в 1944—1946 г. В аллеях встречаются красивые, с прямыми стволами, ровесники парка — липы, клен остролистый. Встречаются ровесники уже стареющие — это ясени. При входе в парк, справа от колонн, растет дуб, могучий, развесистый великан. Люди подолгу стоят, любуясь им. Этот богатырь красив, крепок, его широко раскинувшаяся крона прекрасна, окружность его на высоте груди — 3 метра 12 сантиметров. Недалеко от дуба стоят деревья того же возраста — ясени, клены остролистые. Еще один ровесник парка — могучий красавец-каштан.

 


        При входе в парк, на первой его .широкой аллее, по обеим ее сторонам видим разросшиеся большие деревья каштанов дореволюционной посадки. В мае, в своем наряде из белых пирамидальных соцветий, они бывают очень красивы. Массивы древесных насаждений в парке не велики, их, вписываясь в зелень, обязательно разделяет . какое-нибудь сооружение.
        Парковые массивы древесных насаждений в основном расположены справа от центрального входа в парк, т. е. с его юго-восточной стороны, они уходят немного под уклон к реке, массивы эти смешанные, закладывались они в 1944—45 гг. Деревья хорошо разрослись, порода их: ясень, ильм, клен ясенелистый, или американский. В парке много аллей, самые широкие, тенистые, расположены в северо-западной его части, прилегающей к ул. М. Горького. Аллеи, заложенные после войны, разрослись, окрепли и сомкнули свои кроны, особенно красива одна из них, прямая, из деревьев липы, идущая к реке Оке, расположенная недалеко от памятника И. С. Тургеневу.
        Новая площадь парка (ныне зона аттракционов), согласно проекту, озеленяется уже в течение нескольких лет. Заложены аллеи из липы, окаймляющие дорожки во всех направлениях, посажены кустарники. Растут пирамидальные туи. Большие участки отведены под цветы.
        В дендрологический состав древесных пород и кустарников, растущих в парке, входят: дуб черешчатый, липа мелколистная, клен остролистый, ясень обыкновенный, каштан конский, вяз мелколистный, тополь обыкновенный, береза, ива плакучая, рябина, ильм обыкновенный, яблони, груша, клен ясенелистый-американский, ели (экзот из Америки), ель белая или серебристая, канадская ель, лиственница сибирская, туя западная пирамидальной и шаровидной форм. Из кустарников: сирень обыкновенная, акация желтая, жимолость татарская и обыкновенная, дерен белый, серебристая смородина.

 


        Площадь парка составляет 14,5 гектара. Зелеными насаждениями занята площадь 8,9 га, растет 1,5 тысячи деревьев.
        Несмотря на то, что в парке нет густых зарослей кустарников и многолюдно, в нем живут наши друзья — пернатые. В дуплах и полудуплах старых деревьев отмечено гнездование скворцов, полевых воробьев, мухоловки-пеструшки, большой синицы, щегла. За последние годы увеличилось число гнездящихся обыкновенных горлиц. В зимнее время, в пору кормежки, можно встретить свиристелей, снегирей, больших синиц. Нередко на высоких деревьях ночуют зимой серые вороны и галки.
        В парке много цветов. Они украшают парадную часть его — первую широкую аллею, на ней несколько клумб, одна большая и несколько удлиненной формы робаток, большой цветочный- массив «миксбордер». По сторонам аллеи имеются неширокие цветники. Ассортимент цветочных растений современен, в нем нет дорогостоящих ковровых, их заменили однолетниками — ярко-красная сальвия, нежно-розовая петуния, золотистые бархатцы. Розам отведена центральная робатка. Миксбордер представлен многолетниками, они высажены по высоте с расчетом, чтобы друг друга не закрывали и хорошо смотрелись. Это различных форм, окрасок георгины, нежные пионы, пушистые флоксы, фуксия. Строгость, простота линий, гармоническое сочетание красок и плавные их переходы — вот главное в цветочном оформлении парка.


Здесь отдыхают орловцы


        Парк всегда был тесно связан с жизнью города, его бытом, историей, культурой. Он рос, развивался вместе с древним городом на Оке. Сюда приходят отдыхать, пройтись по тенистым аллеям, посидеть в тиши, потанцевать. Парк — один из важнейших и популярнейших центров культурно-просветительной и политико-воспитательной работы в городе, ©н открывает перед земляками сокровища искусства, развивает и укрепляет их любовь к музыке, театру, книге, самодеятельному творчеству.
        У орловцев сложилась традиция отмечать здесь знаменательные даты нашей Родины, края. В киноконцертном зале «Юбилейный» проходят собрания партийных активов, общественности, посвященные памятным датам.

 

        По-сказочному выглядит парк, запорошенный белым снегом. Во время школьных каникул на новый год к ребятам приходит сверкающая разноцветными огнями большая пушистая елка. Она устанавливается на первой широкой аллее парка. А как ярко, празднично проводятся проводы русской зимы. Эти дни проходят с карнавальными шествиями по городу и заканчиваются ,в парке. Здесь кругом веселье, песни и пляски. Выступают коллективы художественной самодеятельности. Смешат публику ряженые. На длинных столах шумят самовары, хозяйки в расшитых русских костюмах угощают гостей горячими блинами.
        В июне отмечают старинный прекрасный праздник «Русская березка». Летом, в день строителя, устраивается большое гуляние. В конце августа проходит традиционный городской праздник — выставка цветов, плодов.. Это подведение итогов трудового года и достижений в озеленении и цветоводстве предприятий, учреждений, школ и цветоводов-любителей города. В позолоте осенних листьев парк становится еще краше.
        Многие знаменательные даты в жизни молодежи отмечаются в парке: посвящение юношей в рабочую семью, проводы в ряды  советской армии.
В городском парке — самая благодарная аудитория для певцов и танцоров, чтецов и поэтов, всех, кто несет свое искусство народу.

 


        Орловщина всегда была богата талантами. Любовь к песне, к танцу объединяет и жителей села, и горожан в коллективы художественной самодеятельности. Их тысячи. И лучшие из них считают для себя честью выступление на сцене городского парка. Ежегодно проходит здесь фестиваль самодеятельного искусства. Большой популярностью пользуются представители художественной самодеятельности заводов шестерен, часового, приборов, «Текмаш», сталепрокатного и других предприятий города.
        Традиционными стали концерты-отчеты коллективов художественной самодеятельности районов области. Из далеких сел лучшие песни, лучшие танцы привозят они показать  городским зрителям и встречают теплый прием.
        Парк — место волнующих встреч горожан с ветеранами партии, войны и труда, передовиками производства, музыкантами, артистами, литераторами.
С орловским парком связаны имена не только дореволюционных, но и советских поэтов и прозаиков.

 

 


            Орловский писатель Евгений Горбов в своем рассказе «Драгоценная скрипка» знакомит с жизнью городского .сада послевоенных лет, описывает его белые входные колонны, хитрое сплетение букв «ПКиО», запах скошенных трав, огненные головки цветов канн, разросшуюся зелень парка и голубую полоску Оки. Поэт Дмитрий Блынский после войны жил недалеко от городского парка и часто в нем бывал. Старые липовые аллеи, могучие каштаны, живописный берег над рекой Окой вызывали в нем чувство любви к родному краю и вдохновляли на творчество. Не раз поэт перед собравшимися в парке читал строчки своих проникновенных стихов:


Пой, ветер, с низовья дунувший,

Я песню твою пойму.

Стоит над Окою юноша -

 Четыреста лет ему.


        Широкую пропаганду литературы ведет Орловская писательская организация. В парке проводятся встречи с читателями, тематические вечера, дни книги. С эстрады парка и сцены киноконцертного зала орловцы часто слушали выступления писателя и литературоведа, кандидата филологических наук, заслуженного деятеля культуры РСФСР Леонида Николаевича Афонина, прозаика Ивана Михайловича Патенкова. В парке встречались с читателями писатели Анатолий Николаевич Яновский, Евгений Александрович -Заборов, Петр Лукич Проскурин и другие. С лекциями, беседами о творчестве советских писателей часто выступает поэт Василий Михайлович Катанов.
        Летом 1976 года в городском парке впервые состоялся фетовский праздник поэзии. Земля, что вдохновила музу Фета, принимала поэтов Москвы, Рязани, Брянска, Тулы и других городов. Праздник этот стал традиционным, проводится каждый год, как традиционными стали праздники поэзии пушкинские — в Михайловском, тютчевские — на Брянщине.

        Всегда хорош старый парк, всегда здесь отдохнут, «найдут интересное занятие люди разных возрастов и профессий. Все мероприятия, что проводятся в парке, служат благородному делу коммунистического воспитания трудящихся.
 

 

        Интересно прошлое нашего парка и дорого нам его настоящее. Идут годы, уступая место новой жизни, с ними в ногу, как молодой, шагает наш старый славный парк. Вырастают в нем деревья, меняются беседки, здания, оформление, приходят, сменяя друг друга, новые и новые поколения, но неизменна к нему любовь орловцев. Парк будет служить людям еще столетия, с каждой весной обновляясь и весело зеленея, будет все дальше расширять свои границы, сливаясь в одно целое со старинным, но все молодеющим, быстро растущим городом-тружеником.
Но городской сад — это только часть большого зеленого хозяйства Орла. Кроме Парка культуры и отдыха, в городе имеется еще много больших и маленьких скверов, каждый из которых в природном и историческом значении интересен по-своему, но все они служат одним целям — оздоровлению и культурному отдыху человека.
Навсегда в памяти орловцев остался разрушенный врагами послевоенный Орел. Сколько в нем было красивых зеленых садов, в которых люди проводили свой культурный досуг! Это «Аквариум», Витебский — любимое место отдыха железнодорожников, сады строителей, пожарников, Управленческий. Одно из самых притягательных мест для прогулок горожан — ландшафт «Дворянское гнездо» — было обезображено гитлеровскими оккупантами, там остались только старые деревья. Огромный зеленый массив в «Ботанике» был также изувечен. Деревьев вдоль тротуаров на улицах почти не осталось, да и в тех, что сохранились, нередко торчали осколки снарядов. Все это представляло ужасное зрелище.
        После освобождения Орла от фашистских захватчиков под руководством партийных организаций началось восстановление разрушенного Орла. Одновременно со строительством зданий, заводов восстанавливались уничтоженные зеленые массивы, закладывались новые парки, скверы. В это время на берегу Оки и Орлика был создан Детский парк, на месте старых, отживших свой век домов вдоль правого берега Оки в районе «Ботаника» вырос замечательный лесопарк.
        На улицах во дворах высаживали деревья. Орловцы помнят, с каким высоким патриотическим энтузиазмом велась эта работа. В соответствии с постановлением В ЦИК об охране зеленых насаждений исполком Орловского городского Совета депутатов трудящихся в мае 1953 года принял решение: все городские .парки, сады, скверы, уличные и внутридворовые деревья считать неприкосновенным государственным фондом зеленых насаждений и для его охраны, благоустройства закрепить за ним коллективы заводов, учреждений, домоуправления, уличкомы, учащихся школ. Огромную работу в то время провел трест "Зеленстрой" .
        Тогда был заложен и сквер у вокзала, коллектив которого из руин, оставленных гитлеровцами, превратил свою территорию в цветущий сад. Розарий Орловского вокзала стал «вестей далеко за пределами Орла, пассажиры проходивших поездов выходят им любоваться. Большой труд вложили в это дело швший начальник вокзала, ныне почетный фажданин Орла Петр Васильевич Кузнецов и его заместитель Клавдия Васильевна Иголина.
        В Советском районе города на свободной площади, обнесенной со всех сторон аллеями 13 старых лип, был создан сквер, получивший имя Л. Н. Гуртьева, генерал-майора, погибшего 3 августа 1943 года при освобождении Орла. Здесь стоит памятник ему работы скульптора Е. В. Вучетича, архитектора 1. В. Белопольского, 5 августа 1968 года в честь 25-летия освобождения города Орла от 1емецко-фашистских захватчиков в сквере Героями Советского Союза, кавалерами трех орденов Славы, ветеранами, участниками Великой Отечественной войны была заложена липовая аллея. Квадрат сквера со своею зеленью красиво вписался в четыре улицы.
        Большой любовью орловцев пользуется место у здания техникума железнодорожного транспорта. В нем до революции размещалась духовная семинария, в которой учились многие наши замечательные земляки: известный русский композитор В. С. Калинников, выдающийся конструктор отечественного самолетостроения Герой Социалистического Труда Н. Н. Поликарпов,  исследователь Арктики В. А. Русанов, марксист-революционер В, К. Родзевич-Белевич. До войны здание было окружено прекрасным парком и фруктовым садом. Отступая, немцы взорвали здание, вырубили зеленый массив. Сохранилось лишь несколько старых лип возрастом сто и более лет. Давно восстановлено здание, разросся вокруг него и шумит своей листвой большой сквер-парк.
        Надругались фашистские варвары и над сквером Танкистов. В дни оккупации они казнили здесь орловских патриотов. После освобождения Орла в сквере были похоронены советские солдаты и офицеры, погибшие в боях за Родину. На братской могиле установлена плита с их именами. В настоящее время сквер реконструирован, в нем сменили деревья, кустарники. Он навечно вошел в историю воинской славы Орла как монументальный комплексный памятник, где возле танка, взнесенного на пьедестал, зажжен Вечный огонь. Здесь, напротив дома № 11 по улице Московской, на здании которого 5 августа 1943 года был водружен красный флаг, стоит почетный караул.
        Много в нашем городе зеленых скверов. Это скверы Комсомольский, имени Маяковского, областной библиотеки им. Н. К. Крупской и другие. Все они украшают город, имеют свою интересную, неповторимую историю. А сколько зелени растет на территориях заводов, учреждений, больниц, школ, детских учреждений, домоуправлений, в садах частного сектора! Все это — зеленое богатство города, которое нужно беречь и приумножать.

 

Литература:

1. Добрынин Д. Орловский городской публичный Шредерский сад и его история. Орел, 1860.
2. Пясецкий Г. Исторические очерки города Орла. Орел, 1874.
3. Ткачевский П.. и Лебедев И. Г. Орел. Орел, 1927
4. Беляков С. Орел. Орел, 1939.
5. Сидельникова 3. Орел. Приок. кн. изд-во, 1964.
6. Шурыгин В, Семнадцатая весна. Смоленск, 1963.
 

Вверх

На главную