На главную

 ДЕНЬ ПЯТЫЙ. Продолжение

        По совету реставраторов Скалатского замка мы отправились в Збаражский замок . Он находится невдалеке от центра города Збараж, в парке, на так называемой Замковой горе. Замок был сооружен в 1626—1631 гг. по проекту фламандского архитектора ван Пеена, который вдохновлялся одним из опубликованных в Италии фортификационных проектов Скамоцци. Строительство замка осуществляли братья Юрий и Христофор Збаражские. После смерти Юрия Збаражского в 1636 году замок перешёл князьям Вишневецким, которые укрепили оборонные сооружения.

        Укрепления замка состоят из казематированных валов с эскарпами высотой до 12 метров и толщиной до 23 метров, бастионов, одноярусной въездной башни и рва окружающего весь замок. Замок квадратный в плане, шириной 88 м. Пятигранные бастионы расположены по четырём его углам, в каждом из них были туннели, соединяющие их с казематами и замковым двором. Замок был одним из сильнейших, имел около 50 пушек на вооружении. Первоначальный проект замка предусматривал постройку 4-х угловых артиллерийских башен-бастей, соединенных крепостными стенами.

В XVII-XVIII веках замок, перешедший в руки Потоцких, не раз был опустошён неприятелем: в 1675 году он был без боя сдан туркам, в 1707 г. его посетили Пётр I и Мазепа, в 1734 и 1914 гг. ему досталось от русских войск.

         Наибольший урон старому замку принесло основание на его территории в 1840 году сахарного завода. Тем не менее, замок был восстановлен опять, после того, как его хозяином стал Тадеуш Нементовский. Не успела закончиться реставрация Збаражского замка, и началась Первая Мировая война, во время которой после захвата замка российскими войсками были взорваны все казематы. В годы советской власти во дворце находился Дом пионеров, а остатки оборонительных укреплений местные жители разбирали и использовали в качестве строительного материала для возведения частных домов.
 

 

        В настоящее время в залах и подвалах замка располагаются постоянные музейные экспозиции и проводятся различные выставки. И, конечно же, одной из местных традиций стало проведение здесь бракосочетаний

 

 

Внутренний двор замка.

 

Здесь воссоздан интерьер замка.

 

 

Резная мебель.

 

В подвальном помещении, в полусумраке расположена очень любопытная выставка инквизиции. Добротно сделанные орудия пыток наводят тихий ужас.

 

Это застенок, кандалы надевались на руки и ноги, так что заключенный не мог присесть.

 

В зарешеченное окно темницы едва пробивается свет.

 

А это кол, на который сажали несчастную жертву.

 

Хомут, который надевался на голову и руки так, что фигура жертвы была зафиксирована в "молитвенной" позе. Считалась не очень жестокой пыткой.

 

 

Есть в замке  и этнографический раздел, в котором представлены предметы крестьянского быта.

 

После посещения музея инквизиции может показаться, что это тоже орудие пыток. На самом деле это чесалка для льна.

 

Есть на территории замка и глубочайший колодец (35 метров) - в него даже заглядывать страшно. Синий кружочек - это отражение неба на дне колодца.

 

 ДЕНЬ ШЕСТОЙ

             Следующим пунктом нашего путешествия был Львов, в направлении которого мы и выехали с утра. В популярной песне поется: "А дорога серою лентою вьется..." А мы ехали по белой дороге, да и обочины тоже были покрыты белой пылью. Причина этого стала ясна, когда на очередном перекрестке мы увидели табличку "Каменный карьер". Любопытство взяло верх, и мы свернули с маршрута. Дорога становилась все более и более белой, и вот наконец показался  карьер.

 

        Пейзаж здесь - просто замечательный, белые камни всех размеров - от огромных валунов до крошки. Конечно, взяли на память парочку.

 

Из такого камня здесь делают ограды для общественных и частных владений. На фото - сельское кладбище.

 

По дороге обратили внимание на то, что перед некоторыми частными домами установлены статуи Девы Марии.

 

И еще удивили гнезда аистов, которые выдерживают и родителей, и взрослых птенцов. Вот такие птичьи многодетные семьи..

 

После каменного карьера навигатор повел нас по каким-то проселочным дорогам, и на самой границе Тернопольской и Львовской областей мы наткнулись на руины замка.

 

Во время подготовки отчета о путешествии автор пытался найти на просторах Интернета хоть какие-то сведения  об этом сооружении, но тщетно.

 

Возможно, здесь была столовая или бальная зала.

 

Башня тоже имеется.

 

Руины подземелья.

 

Развалины тоже бывают величественными.

 

 

 

Иногда было немного страшно.

 

 

Уцелела доска с надписью на латыни.

 

И что-то похожее на фамильный герб.

 

Кирпич с клеймом. За такими охотятся коллекционеры.

 

Рядом с замком есть и костел, тоже в заброшенном состоянии.

 

И еще одно гражданское здание.

 

        После обеда мы приехали во Львов, вселились в гостиницу и отправились на прогулку в исторический центр города. Кстати, он внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. В городе находится наибольшее количество памятников архитектуры на Украине. Конечно, все осмотреть здесь невозможно, главное - получить общее впечатление от увиденного.

 

            Конечно, удивляют узкие улочки, мощеные брусчаткой (от долгой ходьбы по ней очень устают ноги). Местные трамваи ездят по  непривычно узким рельсам, причем рельсы разных направлений разнесены по противоположным сторонам улицы. Часто посередине улицы, между рельсами паркуют автомобили. Конечно, по центру лучше ходить пешком.

 

 

Автомобили с российскими номерами нам так и не встретились.

 

Мы бродили по центру наугад, ведь здесь каждое здание -  памятник. Это доминиканский костел.

 

Дома в три окна лепятся один к другому.

 

 

Кава - это по-украински - кофе, а шпацер - прогулка.

 

Магазин шоколада.

 

Замечательные ограждения, гарантирующие невозможность парковки на тротуарах. Сравните с орловскими серыми оградками...

 

Урны на улицах Львова - фирменные.

 

Львов славится своими кофейнями. Есть и кофейня-музей. Ее вход украшен огромными бутылями с кофейными зернами.

 

Внутри происходит процесс обжарки зерен.

 

Здесь же можно купить кофейные зерна разных сортов.

 

            Возле стены одного из многочисленных кафе находится памятник изобретателям керосиновой лампы - как известно, ими были львовские аптекари Игнатий Лукасевич и Ян Зех. Изобрели они лампу в 1853 году. Никакого отношения кафе к аптекарям не имеют, просто такая фишка для туристов.

 

 

            Так вот, один аптекарь сидит за столиком, а из окна  третьего этажа, прямо над ним, выглядывает его коллега. Правда, верхнего аптекаря мы заметили только на третий день пребывания во Львове, и то - благодаря экскурсоводу.

 

А вот и знаменитый оперный театр, основанный в 1900 году.

 

В парке перед оперным театром по вечерам играют в шахматы. Следить за ходом игры может любой желающий.

 

ДЕНЬ СЕДЬМОЙ

 

        Утром седьмого дня  мы отправились на Лычаковское кладбище – одно из самих старых кладбищ не только на Украине, но и во всей Европе. В Интернете мы узнали, что это старинное кладбище было открыто еще в 1786 году, и с этого времени хоронили здесь в основном политическую и культурную элиту Королевства Галиции и Лодомерии. Старинные гробницы Лычаковского кладбища этого времени украшены скульптурами тогдашних классических мастеров Гартмана Витвера, Антона и Йогана Шимзеров. Эти скульпторы были известны своими работами на целую Европу. Надписи на гробах встречаются не только на украинском и русском языках, но и на латинском, греческом, польском, немецком, голландском, румынском, армянском.
        На кладбище свой приют нашли общественные деятели, писатели, композиторы, поэты, политики, певцы. Лычаковскому кладбищу в 1990 году присвоен статус историко-культурного заповедника. Здесь насчитывается свыше 3000 каменных надгробий, большинство из которых является историко-культурными достопримечательностями.

        Мы надеялись найти здесь экскурсовода, в билетной кассе обещали, что он скоро вернется с партией туристов и возьмет нас. Мы уселись на скамейку и прождали почти час. Экскурсовод вернулась,  но нас взять почему-то отказалась,  пришлось отправиться осматривать кладбище самостоятельно. В отместку мы не стали покупать билеты. Впрочем, билеты никто особенно и не проверял.

 

У ворот кладбища есть стенды со схемами, помогающими найти могилы знаменитостей. Могила Ивана Франко находится на одной из центральных аллей.

 

Всего на кладбище - почти 500 скульптур. Надгробие  католического епископа поражает своей пышностью.

 

 Встречаются целые скульптурные композиции.

 

Очень много склепов - почти 2000, и некоторые из них используются по назначению и по сей день.

 

        Достаточно большую площадь Лычаковского кладбища занимает «Мемориал львовские орлята», который пользуется огромной популярностью среди польских туристов, посещающих Львов. На нем захоронены останки молодых польских ополченцев, которые погибли при обороне Львова во время Украинско-Польской войны 1918-1919 годов. Многим из них в то время еще не исполнилось и 16 лет.

 

Встретилась немного странная табличка - можно подумать, что голодомор и коммунистические репрессии были в 1 веке нашей эры.


ДЕНЬ ВОСЬМОЙ
 

            В этот день мы отправились на встречу с экскурсоводом, про которого узнали еще до поездки из отзывов туристов. Юрий Николаевич - коренной львовянин с историческим образованием, провел с нами 4 часа. Как опытный человек, он был в шлепанцах, широкополой шляпе и с бутылкой замороженной воды - день выдался жарким. На вопрос Юрия Николаевича - "Не москвичи ли вы?" мы честно ответили, что нет. Оказывается, москвичам услуги нашего чичероне обошлись бы на 50 гривен дороже.

 

С Юрием Николаевичем мы еще раз прошлись по историческому центру города, но уже с чувством и расстановкой.

 

        Вот Юрий Николаевич привел нас в здание бывшего казино. В это же время здесь проходила фотосессия молодоженов. Но мы друг другу не мешали. На фото - лестница, послужившая декорацией фильма "Д'Артаньян и три мушкетера».

 

            Здание было построено в 1897-1898 гг. под руководством известных венских архитекторов - Германа Гельмера и Фердинада Фельнера (авторов Оперного театра в Одессе и львовского отеля "Жорж"). Здание самым щедрым образом украшено дубовой резьбой.

 

Говорят, некий американец готов был купить все внутреннее убранство и перевезти к себе на родину, но ему отказали. В Советское время в здании был Дом ученых.

 

 

            Мы увидели Чёрный дом на площади Рынок, 4, знаменитый тем, что его фасад и угловые пилястры покрыты тёсаным камнем, который почернел от времени. Здание построено в 1577 году архитектором П.Красовским и представляет собой образец жилой ренессансной архитектуры.

 

            Во время экскурсии у нас был кофе-брейк в Итальянском дворике дворца, построенного в 1580 году итальянскими архитекторами. Ранее Итальянский дворик принадлежал Константину Корнякту — купцу и виноторговцу с острова Крит, получившего дворянский титул от короля Речи Посполитой Сигизмунда ІІ Августа за свою верную службу. Король Стефан Баторий дал разрешение Корнякту построить дворец с шестью окнами на Площади Рынок. В то время разрешение на строительство домов с шестью окнами было невозможно купить ни за какие деньги, а только получить благодаря преданной службе государству. В середине XVII столетия дворец перешел в собственность семьи польского короля Яна ІІІ Собеского, после чего он стал называться Королевской камьяницей. Именно тут в 1686 был подписан «Вечный мир» между Россией и Польшей.
        С 1908 года дворец выкупил город. И вот уже более 100 лет при нем работает Львовский исторический музей, который называется «Национальный музей имени короля Яна ІІІ».
Сейчас в теплую пору года в Итальянском дворике работает летнее кафе, а также проводятся джазовые и классические концерты.

 

Увидели мы и памятник первопечатнику Ивану Федорову. Возле него тусуются торговцы антиквариатом и книгами. Что ж, самое место!

 

 

            Во время экскурсии мы посетили знаменитый оперный театр, построенный в 1897-1900 гг. в классических традициях с использованием элементов архитектурных стилей ренессанса и барокко, в  духе так называемого венского псевдоренессанса. Львовский театр Оперы и Балета им. С. Крушельницкой – настоящее произведение искусства стиля неоренессанс, который стал украшением не только Львова, но и всей Европы. Его архитектурный ансамбль требовал особенного расположения, поэтому было решено строить его на центральном проспекте города, несмотря на то, что здесь протекала река Полтва. Река была взята в коллектор, а под фундамент впервые в Европе были использованы бетонные блоки.

 

 

            Сейчас на сцене - обычный занавес, а на открытии сезона опускают сценическую занавесь „Парнас” (1900 год), работы известного живописца Генриха Семирадского. Это творение – аллегорическая трактовка смысла жизни человека в фигурах Парнаса.

 

 

Потолок зрительного зала.

 

 

Памятник оперной певицы Саломеи Крушельницкой, именем которой назван театр.

 

            После экскурсии мы отправились обратно, в Орел. По дороге проезжали мимо еще одного замка. Его сказочные башни были видны издалека, но времени заехать посмотреть уже не было.

 

Обедать заехали в город Нежин, чтобы посмотреть на памятник нежинскому огурцу. Здесь же в супермаркете "Велика кишеня" купили несколько банок маринованных огурцов на пробу.

 

 

Последнее сильное впечатление - от номера в мотеле "Фiльварок" недалеко от Киева. Причудливая смесь современных удобств и готики.

 

Особенно удивил платяной шкаф. В таком, наверное, баба Яга хранила свои наряды.

Вот и все, что удалось увидеть за девять дней путешествия. До Карпат доехать, к сожалению, не получилось.

Вверх

На главную