На главную

Ветеран орловских улиц

Трамвай ползет среди ночной вселенной
Вдоль магазинов, скверов и аптек.             
И в нем ты тихо дремлешь после смены,
Наш непростой, советский человек.          

Евгений Евтушенко

              Орловский трамвай можно считать самым старым видом транспорта в городе. Трамвайное движение было открыто в Орле 3 ноября  1898 года, на десять лет раньше, чем в столичном Санкт-Петербурге. Проект был подготовлен бельгийским предпринимателем Ф. Ф. Гильоном и фирмой «Compagnie mutuelle de tramways», который выиграл право на строительство не только трамвая, но и электроосвещения в городе. На торжественной церемонии открытия около трамвайного депо по улице Новосильская (ныне улица Пушкина) присутствовали сам Фернан Гильон, губернатор А. Н. Трубников, городской глава Н. И. Чибисов, губернский предводитель дворянства М. А. Стахович, протоиерей Сахаров.

Вот так писала об этом событии  5 ноября 1898 года газета "Орловский вестник":

    «Многим желающим не находилось места не только в вагонах на скамейках, но даже и на площадках. Ехали – кто по делу, кто без дела; в общем, большинство ехавших садилось из-за новизны трамвайного движения. Не обходилось дело и без маленьких историй. Так как билеты при сходе пассажиров не отбирались, то находились охотники, преимущественно из простонародья, которые садились в вагон со старыми билетами. В подобных случаях эти лица с помощью городового были ссажены, не без некоторого сопротивления с их стороны. Вечером движение трамвая ещё более увеличилось. При освещении города и вагонов электричеством, картина движения трамвая получалась красивая и желающих покататься по всем улицам, за какие-нибудь 20-30 копеек, находилось ещё больше. Все кондукторы от такого наплыва пассажиров к концу вечера были немало измучены. Новизна их положения явно сказывалась на всём. Они торопились, передавали некоторым лишние деньги сдачи и, наоборот, некоторым недодавали. Во всём движении трамвая наблюдалась в этот день некоторая неравномерность».
        Первые 2 маршрута были такие: "Вокзал — Кадетский корпус" и "Кромская площадь — улица Новосильская". Парк состоял из 17 моторных и 10 прицепных узкоколейных вагонов. Ширина трамвайной колеи составляла 1000мм.

        11 декабря 1907 года была проложена линия от депо до женского монастыря по улице 2-я Курская.

 

 

        Первое трамвайное депо располагалось по улице Пушкина, память о нем живет в названии переулка Трамвайный. Новое депо открыли в 1966 году по адресу улица Сакко и Ванцетти (ныне Карачевская), д. 144.

 

Первые бельгийские  трамваи были деревянными.  На фото - состав из трех вагонов у железнодорожного вокзала (дореволюционная открытка ).

        

 

Трамвай на улице Болховская.

 

 

Трамвайные рельсы на Московской улице слева от ворот. Рядом с ними стоит табличка: "По распоряжению полиции проход по рельсам строго воспрещается".

            После Октябрьского переворота и последовавшей гражданской войны, в течение которой город переходил из рук в руки, с 1918 по 1921 годы трамвайное движение приостанавливалось. В период, предшествовавший Великой Отечественной войне, трамвайная сеть была реконструирована: пущена линия по Кромской улице (Комсомольской) в сторону кирпичного завода и проложена вторая колея на части этой линии до остановки ДЭУ. К 1940 году развернулись работы по перешивке колеи с 1000 мм на 1524 мм. К открытию первого ширококолейного участка Вокзал-Монастырка в 1941г. в город поступило 11 новых моторных вагонов и 10 прицепных. Во время фашисткой оккупации трамвайное движение было прекращено.

            После освобождения Орла 5 августа 1943 года трамвайное движение в городе было оперативно восстановлено. 23 июля 1953 года трамвайная сеть была проложена до конца улицы Пушкина к товарной станции, где было введено в строй кольцо действующего поныне 3 маршрута. 29 декабря 1961 года была открыта конечная станция «Железнодорожный вокзал». 15 ноября 1962 трамвайная линия продлена до завода «Дормаш». В 1965 году были проложены пути по улице 1-я Курская в сторону школы № 35. 6 ноября 1967 был продлен участок от завода Дормаш до улицы Машиностроительная.

 

 

Состав из двух вагонов поворачивает с площади Ленина на улицу Ленина. Почтовая карточка 1958 года.

 

 

                Таким образом, до 1973 года трамваи ходили по улице Ленина по тому же маршруту,  что и в 1898 году. Интересно, что в 1973 году на улицах Орла еще можно было встретить гужевой транспорт. На фото: возчик домоуправления № 4 на уборке территории около Тургеневского бережка.

 

 

Трамвайное кольцо у железнодорожного вокзала. Слева виден силуэт разрушенной Иверской церкви. Фото 1949—1950 гг.

 

Трамвайные рельсы на Ленинском мосту. Почтовая карточка 1950 года.

 

Трамвайные рельсы на улице Московской. Почтовая карточка 1958 года.

 

Трамвайные пути на улице Комсомольской напротив строительного техникума. Фото 1969 года.

 

            C 1971 по 1973 произошли серьёзные изменения в схеме трамвайной сети. Троллейбус, пущенный в 1968 г., стал  теснить трамвай с главных улиц. Линия маршрутов № 1 и № 2 по улице Московской была перенесена на существующую линию по улице Пушкина. Пересечение и разделение всех маршрутов стало происходить на трамвайном перекрёстке улиц Пушкина и 1-й Курской. Отсюда линия к вокзалу пошла по улице Старомосковской и у площади Медведева поворачивает на улицу Грузовую.

 

        Ко дню города 1971 года была сдана линия по Карачевскому шоссе в сторону улицы Гоголя до депо. Этому предшествовали разбор линии по улицам МОПРа и Комсомольской и перенос её на улицу Сакко и Ванцетти (ныне Карачевская). Теперь движение через тогдашнюю остановку депо «Фабрика Восход» стало сквозным. После проезда по Карачевскому шоссе трамвай снова оказывался на улице Комсомольской, только у автовокзала. В результате реконструкции на участке пути по улице Гоголя трамвай  проходит в считанных метрах от жилых домов (на фото).

        Исторический центр города было решено благоустроить и запретить движение любого транспорта по улице Ленина, превратив её в пешеходный бульвар. 23 мая 1973 линия до конечной станции «Улица Максима Горького» была закрыта. Трамвай перестал заворачивать в Советский район, а стал ходить прямо в Заводской. Маршрут № 5 «Улица Максима Горького — завод Дормаш» был отменён, а маршрут № 3 стал ходить прямо до конечной «улица Машиностроительная».

        1 декабря 1976 была закончена новая линия в Заводском районе города. Был закончен путь от завода Дормаш до завода Химтекстильмаш. На конечной станции «Завод Химмаш» был организован целый комплекс, состоящий из диспетчерской, зала ожидания, двухпутного кольца со стрелкой-автоматом и световой сигнализации.

Таким образом система трамвайного сообщения в Орле приняла свой современный вид. До завода Химмаш стали ходить маршруты № 2 и № 3, а маршрут № 1 стал оборачиваться у завода Дормаш.

 

 

        После краткого экскурса в историю обратимся к нашим дням. По состоянию на 2017 год общая протяжённость трамвайных путей в городе составляет 38,9 км. Количество маршрутов - 3 (№№ 1,3,4).

        К сожалению, на официальном сайте ТТУ автор данных строк нашел устаревшую схему трамвайных линий - она не учитывает изменение, произошедшее в октябре 2013 года - маршрут трамвая № 1 был продлен до торгово-развлекательного комплекса "ГРИНН". Работы были проведены за счет владельца "ГРИНН" с целью привлечения покупателей, у которых нет автомобиля. Кольцо на заводе "Дормаш" осталось резервным.

 

На фото - новое разворотное кольцо.

 

        Пара слов о официальном сайте ТТУ  - он не обновляется с 15 февраля 2016 года. И ссылки на нем работают неправильно - желающий посмотреть текущие закупки попадает на страницу со схемой движения. И сведений на нем маловато - к примеру, нет статистики о количестве перевезенных пассажиров, нет  отчета о прибылях и убытках, нет даже списка вакансий. Найти их удалось на сайте www.moyareklama.ru:

Итак, трамвайно-троллейбусному управлению в январе 2019 года требуются:
Фельдшер 12000 руб.
Медсестра 12000-14000 руб.
Оператор пульта управления 11 600 руб.
Слесарь-сантехник 13000 - 15000 руб.
Водитель автобуса 13000 руб.
Водитель автовышки 12000 руб.

        Заработная плата просто удивительная, учитывая, что средний размер пенсии в Орловской области составляет около 15000 рублей. Так что заинтересовать ей можно только пенсионеров. Впрочем, и так все кондукторы - женщины пенсионного возраста, проводящие весь рабочий день на ногах, с сумкой тяжелой мелочи на плече и притороченным к поясу валидатором для считывания электронных проездных билетов (весит он 1,5 кг). Вот кому надо памятник ставить, а не членам царской фамилии!

 

 

Но на просторах Интернета удалось найти сведения о финансовых показателях Трамвайно-троллейбуского предприятия (ТТП) за 2012-2017 гг. Как видно, прибыль у предприятия была в последний раз в 2013 году.

       

Итак, на февраль 2017 года в городе Орле работают следующие маршруты:

№1 Железнодорожный вокзал — Кольцо ТМК "ГРИНН"

№3 Улица Пушкина — завод Химтекстильмаш

№4 Железнодорожный вокзал — Школа №35

 

        С 2003 года и по сей день трамвайно-троллейбусное управление возглавляет Александр Яковлевич Коровин. С 2011 года он является депутатом Орловского городского Совета по избирательному округу №14, представляя в нем интересы партии "Единая Россия".

 

Александр Яковлевич дважды выдвигал свою кандидатуру и на выборах в областной совет, но не был выбран. На фото - плакат рекламной кампании 2011 года.

 

Если кому-то интересно - можете ознакомиться с отчетом А.Я. Коровина о проделанной им депутатской работе. Впрочем, мы немного отвлеклись от собственно трамвая.

 

 

        Из имеющихся в Орле 88 трамвайных вагонов 86 - чешские агрегаты марки "Татра" (на фото). Остальные два вагона - российского производства, изготовлены в ОАО «Уралтрансмаш».

 

Трамвай на конечной остановке "Железнодорожный вокзал".

 

 

            В начале улицы  4-я Курская до недавних пор можно было увидеть недействующий  разворотный треугольник для трамвая. Это - трамвайное кольцо в упрощённом варианте. Трамвай мог заехать на него, потом задним ходом сдать на другой путь и уехать в том же направлении, с которого и приехал. Сделали его в начале 1980-х годов и, по некоторой информации, так и не использовали.

            Перед въездом на мост Дружбы по улице Розы Люксембург, переходящей в улицу 5-го Августа, можно заметить опоры контактной сети трамвая. Мост Дружбы через р. Оку был сдан 23 декабря 1965 года с уложенными на него трамвайными рельсами. Предполагалось к началу 1970-х гг. полностью снять трамвайное движение с Красного моста и перенаправить все маршруты через ул. 1-ю Курскую. Однако эта линия достроена не была, а рельсы через несколько лет закатали в асфальт. Про них так бы и забыли, но в 2018 году начался капитальный ремонт моста Дружбы. Для движения была оставлена одна полоса, на ней для чего-то сняли хороший асфальт, и стали видны исторические рельсы.
 


 

Ремонт контактной сети ранним зимним утром.

 

Бывает, что трамвайные пути преграждает автомобильная авария.
 

 

И тогда к автомобильным пробкам добавляется пробка трамвайная.

 

 

Поворот трамвайных путей на 90 градусов (ул. Карачевская).       

 

 

   

        Стоимость проезда в орловском трамвае с 15 февраля 2016 года составляет 16 рублей. Оплата возможна наличными (кондуктору) или считыванием проездного билета валидатором. С  1 января 2018 года стоимость проезда повысили до 17 рублей. Поэтому на всех билетиках с ценой в 16 рублей пропечатали новую цену.

 

Новый тираж билетиков по 17 рублей уже составил 9 млн. Отпечатан в Нижнем Новгороде у ИП Миловановой Елены Михайловны. Интересно, надолго ли его хватит, ведь руководитель ТТП все время говорит о необходимости повысить стоимость проезда до 20 рублей и выше.

 

            Разовые проездные билеты на орловский трамвай разных лет. Как видите, стоимость проезда постоянно повышается. Обратите внимание на красочный билет с изображением "плетеного" орла. Он изготовлен из фольгированной бумаги и надорвать его, чтобы погасить, весьма непросто. Напечатан в Самаре тиражом 700 000 экземпляров, но был в обращении считанные дни из-за неудобства, его быстро изъяли и заменили обычным бумажным из рулончика. Тиражи бумажных билетиков - от 240 тысяч до 6,48 млн.

 

 

            В декабре 2018 года депутаты Орловского городского совета приняли решение повысить с 1 февраля 2019 года стоимость проезда в общественном транспорте до 20 рублей, но при условии, что можно будет расплатиться банковской картой. То есть при безналичном расчете стоимость проезда остается прежней - 17 рублей, а при оплате наличными придется добавить еще 3 рубля. Предполагалось, что весь транспорт к этой дате будет оснащен валидаторами для считывания карт. Но так как этого не произошло, повышение стоимости перенесли на 10 дней. И действительно, воскресным утром 10 февраля кондукторы троллейбусов и трамваев уже принимали бесконтактные банковские карты. Жаль только, что теперь кондукторам приходится носить с собой два устройства - один для карт, а другой для проездных. Ведь наверняка можно было придумать, как обойтись одним.

 

Кто-то сидел ведь, штамповал рулончики! С 10 февраля стоимость проезда за наличный расчет = 20 рублей. Отныне и до нового повышения.

 

Табличка с интервалами движения на остановке "Грузовой двор".

 

            К сожалению, такая долгая история орловского трамвая не обошлась без серьезных аварий. Весной 1974 года у одного из вагона КТМ-5 на полном ходу отказали электродинамические и ручные тормоза, и на огромной скорости при резком повороте на Старо-Московскую улицу трамвай сошел с рельсов и врезался в траурную процессию. В результате трагедии погибло 11 человек. Об этом сразу сообщило радио "Свобода".

 

 

28 декабря 2012 года в 11 часов 30 минут произошло ДТП с вагонами №097, №046 и автомобилями.

 

 

Вагон №097, спускавшийся с Красного моста в сторону Заводского района, неожиданно не стал тормозить, а продолжил набирать ход.

 

 

 Протаранив на Гостиной улице несколько машин, включая инкассаторскую, вагон помчался к перекрестку с улицей 1-й Посадская.

 

 

Здесь №097 на большой скорости въехал в стоявший на светофоре вагон №046, который в результате удара въехал в машину, проезжавшую на зеленый свет.

 

Оба трамвая получили сильнейшие повреждения. Инкассатор скончался 31 декабря, а водитель трамвая №097 был отправлен в отделение травматологии.

 

Пассажиры злополучных вагонов отделались испугом.
 

 

            Нельзя не упомянуть еще один, уже трагикомический эпизод, который произошел в Орле 3 июля 2018 года в районе женского монастыря на улице 1-ой Курской. Заголовок новости в СМИ был такой: "Пьяная водитель трамвая протаранила легковушку и скрылась с места ДТП". Очевидцы также сообщали, что в нетрезвом состоянии находился и кондуктор трамвая маршрута № 4.  Как пояснили на предприятии, предрейсовые проверки проводятся как положено и водитель их прошла. Получается, что водитель с кондуктором выпили в дороге. Вот такое бывает...

 

      За свою долгую историю трамвай оставил свой след в пословицах и поговорках, например:

Загадка: "Несется бешеный, гопотой обвешанный"?
Ответ: 43-й трамвай (Москва). Для тех, кто не знает - быстрый подвоз к метро из рабоче-хулиганских районов Шарикоподшипниковской и Угрешской улиц.

Кроме того, трамвай упоминается и в песенном творчестве разных авторов:

"...Последний трамвай уезжает в депо, На улицах нет, кроме нас, никого..."

"Шёл трамвай десятый номер, на площадке кто-то помер..."

        В Санкт-Петербурге распространен такой вариант этой песни: "Шел трамвай девятый номер, по дороге кто-то помер". Возникло не на пустом месте: девятка долгое время ходила от Политехнического института к Балтийскому вокзалу - маршрут очень длинный, шел долго, помрешь, пока доедешь.

        Автор обязуется исследовать творчество орловских поэтов и писателей на предмет упоминания трамвая. В случае успеха страница будет дополнена новыми сведениями.

 

 

    Февраль 2017 - Январь 2019

Вверх

На главную