На главную      На страницу "Архитектурные древности Орловщины"

Архитектурные древности Орловского района

с. Старцево (Старцево Селище, Лепешкино, Никольское) ц. Св. Николая Чудотворца 1844-1847 гг

        Поставлена на низком ровном месте на берегу ручья Леженка (Старцев Верх). Впервые Никольский погост в д. Старцево Селище, входившей в состав Тайчукова стана Орловского уезда, упоминается в писцовой книге подьячего Леонтия Софонова и писца Дементия Яковлева: «Погост на Государя Царя и Великого Князя Федора Ивановича веса Русии земле, а на погосте церковь Никола чюдотворец да Борис и Глеб, древян, клетцки; на церковной земле дворов: во дворе поп, во дворе церковный дьячок, во дворе проскурница...» В последующем храм упоминается в ведомостях церквам Орловского уезда за 1734 и 1755 гг. В 1755 г. при нем числилось 199 приходских дворов.
Существующий кирпичный двухпрестольный храм во имя Св. Николая Чудотворца заложен в 1844 г. вместо обветшавшего деревянного и освящен 4 мая 1847 г. Имел престолы: во имя Св. и Чудотворца Николая и Св. стратотерпцев Бориса и Глеба.

С 1896 г. при храме функционировала одноклассная церковно-приходская школа. В приходе имелись и две земские школы — в д. Коневка и Верхняя Булгакова.
Никольская церковь в с. Старцево являлась одним из двух (!) храмов на территории Орловской области, которые при советской власти никогда не закрывались. В ней был крещен уроженец этих мест, писатель, основоположник советской цыганской литературы А. В. Германо (1893—1955).
По пути к церкви можно увидеть остатки усадьбы Остен-Сакена. Главный усадебный дом был разрушен во время Великой Отечественной войны. Сохранились лишь флигель, аллея вдоль дороги и сильно заросший пруд. Еще в 80-е годы нашего века были целы кирпичные пилоны ворот при главном въезде в имение.

 

 

с. Платоново (Богословское, Богословское, что в Блудове, Блудово) ц. Св. Иоанна Богослова 1804 г.

        Расположена на высоком левом берегу р. Оптухи. Богословский погост, один из древнейших на территории Орловского уезда, впервые упоминается в писцовой книге подьячего Леонтия Софонова и писца Дементия Яковлева 1594-1595 гг. «...На погосте церковь Иван Богослов, на реке на Оптухе под Тайчюковым лесом, древян клетцки, а в церкве образы, и свечи, и книги, и всякое церковное строение мирское. На церковной земле дворов: во дворе поп, во дворе пономарь, во дворе проскурница...» Богословская церковь в с. Блудово значилась и в ведомостях церквам Орловского уезда 1734 и 1755 гг. В 1755 г. при ней состояло 100 приходских дворов.
        В 1804 г. на средства помещика В. А. Медведева вместо обветшавшего деревянного был построен существующий каменный однопрестольный храм во имя Св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова. До начала XX в. храм не подвергался капитальным перестройкам, кроме необходимого ремонта. В 1905 г. был установлен новый иконостас. В церковной ризнице хранились два Евангелия, напечатанных в 1716 и 1725 гг. В деревне Лунево имелась церковно-приходская школа грамоты, открытая в 1897 г. В д. Черемисинове и д. Вязки были земские одноклассные школы. Храм закрывался в 30-е г. и в 1963 г. Вновь открыт после ремонта 9 октября 1995 г.
 

 

с. Клейменово (Покровское, Скородное, Скородна). ц. Покрова Пресвятой Богородицы 1890 г.

        Поставлена на открытом участке посреди села и несмотря на небольшую высоту господствует над местностью. Впервые д. Скородное упоминается в переписной книге Орловского уезда 1594—1595 гг. подьячего Леонтия Софонова и писца Дементия Яковлева. Приход в селе известен с конца XVI века. В 1749 г. Петр Афанасьевич Шеншин на сельском кладбище построил однопрестольную каменную церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы (не сохранилась). Здесь же на кладбище были похоронены двоюродный дед известного русского поэта Афанасия Фета — Василий Петрович Шеншин, а также его отец Афанасий Неофитович Шеншин и его мать Елизавета Петровна Шеншина (урожденная Шарлотта Фет). Согласно ведомости 1896 г. церковь к этому времени уже изрядно обветшала.
        Новый однопрестольный храм в то же имя заложили на другом месте, в центре села. Он строился на средства прихожан и пожертвователей и был освящен 30 сентября 1890 г. Колокола при храме висели на временной деревянной колокольне, устроенной на четырех столбах. Каменная колокольня при нем так и не была выстроена. В 1892 г. в усыпальнице под храмом был захоронен поэт А. А. Фет, а в 1894 г. — его жена Мария Петровна Фет, урожденная Боткина. С 1897 г. при церкви существовала одноклассная церковно-приходская школа, попечительницей которой со дня ее основания являлась племянница А. А. Фета Ольга Васильевна Галахова.
Церковь закрывалась в 30-е и 60-е годы. Вновь храм передан общине верующих в 1991 г. Реставрация произведена по проекту архитектора М. Б. Скоробогатова. Вновь освящена 2 июня 1991 г.


 

 

с. Лаврово. ц. Преображения Господня (Св. Георгия Победоносца) 1874 г.

        Находится в центре села на сельской площади. Древний деревянный храм в селе Лаврове стоял на старом приходском кладбище и сгорел во время пожара, возникшего от удара молнии в 40-е годы XVIII века. Вместо него поставили новую, также деревянную, без колокольни церковь, перевезенную в Лаврове из села Рябинок Карачевского уезда. В 1887 г. по резолюции епископа Орловского Симеона она была «по совершенной ветхости» разобрана.
        Строительство нового храма началось в центре села на бывшем общественном выгоне и закончилось в 1874 г. Строителями его являлись Яков Нефедов Гольцов, впоследствии похороненный около храма, и Семен Федоров Гольцов. Вновь построенный храм был холодным и имел два престола, главный — Преображения Господня, левый придельный — Св. великомученика и Победоносца Георгия. Не надеясь на твердость грунта, прихожане не решились поставить над сводами церкви каменный купол, а поставили глухой деревянный, отчего храм внутри был довольно темен и не имел того величественного вида, который являл снаружи. К основному объему храма примыкали трапезная и двухъярусная колокольня.
В 1888 г. на средства церковного старосты Н. Д. Гольцова из старого перелит новый колокол весом 103 пуда 25 фунтов. В 1892 г. начата постройка каменной ограды и встроенной в нее сторожки, законченная в 1895 г. В 1892—1893 гг. проведен ремонт храма, поновлена живопись и иконостас. С 1884 г. священником А. П. Лавровым велась церковная летопись, признанная лучшей среди подобных летописей в губернии. В ней подробно освещалась история села и церкви с древнейших времен и даже приводились генеалогические таблицы старейших семейств (сохранилась в отрывках).
        Церковь закрыли в 30-е годы. Вновь храм был открыт во время оккупации, но поскольку священник принимал участие в сборе денег на нужды граждан Орла, пострадавших во время налетов советской авиации, после освобождения церковь закрыли вновь и началось ее разрушение, в ходе которого она утратила колокольню, трапезную, венчавший ее купол и была фактически превращена в руину. С 1988 г. началась ее реставрация. Вновь освящена 19 августа 1993 г
 

 

с. Альшань (Ольшань, Альшанец, Никольское, Соковнино)
ц. Благовещения Пресвятой Богородицы (Никольская). 1844 г.

        Расположена в центре села на невысоком берегу р. Оки, между сельской дорогой и неглубоким оврагом. Деревня Ольшанец впервые упоминается в писцовой книге Орловского уезда 1594—1595 гг. подьячего Леонтия Софонова и писца Дементия Яковлеева. В это время она входила в состав Корчаковского стана Орловского уезда. По преданию, свое название деревня получила по зарослям ольхи. В 1723 г. на сельском кладбище «тщанием того ж села помещиков» была построена однопрестольная деревянная церковь во имя Св. Николая Чудотворца.В 1755 г. при ней числилось 89 приходских дворов.
В 1844 г. графиней Софьей Прокофьевной Бобринской (1812—1869), урожденной Соковниной, женой декабриста, члена Южного общества В. А. Бобринского, построена новая каменная церковь, освященная во имя Благовещения Пресвятой Богородицы. На месте прежней деревянной церкви была выстроена каменная часовня. Новый храм был трехпрестольным: главный престол в холодной его части — во имя Благовещения Пресвятой Богородицы, в правом приделе — во имя Св. Николая, в левом — во имя Св. великомученика Прокопия. В 1894 г. на пожертвования князя Петра Дмитриевича Святополк-Мирского и крестьянина Ивана Логвинова Щукина вокруг церкви построили каменную ограду с железной решеткой и тремя воротами. До начала XX века храм перестройкам не подвергался. С 1874 г. при нем велась церковная летопись.
        Церковь закрыта в 1928 г. После войны некоторое время использовалась как тюрьма.

 

 

с. Паслово (Послов Колодезь, Ганшино) ц. Спаса Нерукотворного Образа (Казанская) 1820 г.

        Расположена на невысоком мысу, образованном рекой Окой и ручьем Паслов Колодезь. Первое упоминание о селениях на Паслове Колодезе содержится в писцовой книге 1594—1595 гг. подьячего Леонтия Софонова и писца Дементия Яковлева. Кирпичная холодная церковь в селе во имя Спаса Нерукотворного Образа построена в 1820 г. Прасковьей Николаевной Давыдовой (урож. Лопухиной), женой полковника Владимира Денисовича Давыдова, дядей поэта и героя Отечественной войны 1812г. Дениса Васильевича Давыдова. В Паслово находилась усадьба Давыдовых, центром которой являлся большой деревянный 27-комнатный дом с двумя каменными башнями (не сохранился). В состав усадьбы, кроме того, входили конный завод, оранжерея, а также служебные и хозяйственные постройки. Сооруженный на средства Прасковьи Николаевны храм имел три престола: главный — во имя Спаса Нерукотворного Образа, в трапезной — во имя Казанской Божией Матери и Св. мученика Иоанна Воина. Церкви принадлежали каменная часовня-усыпальница (1820) на кладбище и деревянная часовня над Владимирским колодцем, построенная в 1898 г. (не сохранились). 23 января 1826 г. в церкви отпевали тело императора Александра II по пути из Таганрога в С.-Петербург. В 1881 г. (по другим данным — в 1905 г.) при храме была учреждена одноклассная церковно-приходская школа. События, связанные с селом Паслово, описаны в произведениях Н. С. Лескова «О происшествии с кронштадтским священником», «Юдоль» и др.
        Церковь закрыта в 30-е годы. Вновь открыта во время оккупации, тогда же по приказу немцев были сняты колокола (наибольший достигал 70 пудов) и отправлены в Германию. Во время боев за Орел на храмовой колокольне засел немецкий снайпер, в результате чего церковь получила повреждения от огня советской артиллерии, по счастью незначительные. По словам старожилов, храм был закрыт вскоре после войны по причине отказа священника служить в церкви после удара молнии в главу колокольни. В настоящее время рассматривается вопрос об открытии храма и его реставрации.

 

 

с. Спасское (Спасское, что в Житном; Спасское, что в Жидком, Жидкое) ц. Спаса Нерукотворного Образа 1846, 1905 гг.

        Расположена в центре села на невысоком мысу при слиянии рек Неполодь и Моховица. Первое упоминание о поселении на месте села содержится в писцовой книге Орловского уезда 1594~1595 гг. подьячего Леонтия Софонова и писца Дементия Яковлева. В это время здесь «стал ново» починок Ондреев, принадлежавший Андрею Григорьевичу Житкову. Имя первопоселенца отразилось в одном из названий села. .Во второй половине XVIII в. село находилось во владении секунд-майора князя Ивана Алексеевича Белосельского (ум. в 1785 г.). Его младшая дочь была замужем за помещиком Осташковского уезда Тверской губернии Гавриилом Петровичем Бахметевым, дослужившимся в царствование Екатерины II до чина генерал-майора.
        Спасская церковь впервые упоминается в ведомостях церквам Орловского уезда за 1734 и 1755 гг. В 1755 г. при ней числилось 50 приходских дворов. Существующая однопрестольная холодная кирпичная церковь во имя Спаса Нерукотворного Образа построена вместо обветшавшей деревянной на средства генерал-майорши Татьяны Ивановны Бахметевой и на «кошельковую сумму» в 1846 г. Первоначально храм имел форму равноконечного креста. В 1905 г. западный рукав трапезной был удлинен на одно окно и к нему пристроили двухъярусную колокольню. В 1892 г. бурей сорвало деревянный крест на главном куполе, который заменили новым хрустальным. Подобного, насколько известно, не было ни в одном храме Орловщины. Церковь окружала деревянная ограда. На церковной земле находились деревянные дома священника и дьякона, а в 10 саженях южнее храма — земская школа. В приходской деревне Поветкиной на «остаточную сумму от общественных работ» в 1892—1893 гг. было выстроено деревянное здание одноклассной церковно-приходской школы. Заведующим и законоучителем в обеих школах работал священник Александр Георгиевский (здания не сохранились). К северо-западу от храма находился деревянный помещичий дом со службами и плодовым садом (не сохранился).
        Церковь закрыта в 1930 г. Колокольня, по словам местных жителей, разобрана в 50-е годы. Внутри храма уцелели остатки живописи.
 

 

 

с. Большая Куликовка. ц. Покрова Пресвятой Богородицы. 1808 г.

        Расположена на окраине села на берегу широкого лога, по которому протекал пересохший ручей Куликов. Некоторые из деревень, входивших в приход с Большая Куликовка, впервые упоминаются в писцовой книге Орловского уезда 1647 г. До 1808 г. население прихода села состояло в приходе Знаменской церкви с. Знаменское (Домнино). В 1808 г. прихожанам был построен существующий храм, освященный во имя Покрова Пресвятой Богородицы. В 1901 г. храм был расширен и к нему были пристроены два придельных алтаря. Иконостас в храме был устроен в 1849 г., окрашен в розовый цвет и украшен позолоченной резьбой. Церковь окружала ограда из дикого камня с деревянным балясником. В селе существовала земская школа, а в д. Малая Куликовка — церковно-приходская школа грамоты, открытая в 1897 г. Церковь закрыта в 30-е годы. Вновь открыта после Великой Отечественной войны.
 

 

 

с. Сабурово (Андреаново, Каменское, Андрияново). ц. Св. Михаила Архангела. 1755 г.

        Поставлена на высоком берегу р. Цон, через дорогу от усадьбы Каменских. Первое упоминание об Архангельской церкви в с Андрияново относится к 1721 г., хотя предположительно храм существовал уже в XVII веке. Ее приход являлся одним из крупнейших в Орловском уезде, согласно ведомости 1755 г. при церкви вместе с окрестными деревнями состояло 257 приходских дворов.
Существующий каменный храм построен в 1755 г. Федотом Михайловичем Каменским и его сестрой Марией Федотовной Брылкиной. Церковь была холодной и имела два престола: главный — Св. Михаила Архангела, освященный 11 ноября 1755г., и в придельной части — во имя Св. Пророка Иоанна Предтечи, освященный 10 ноября того же года. Позднее, к 1862 г. придельный престол был сделан теплым. В 1789 г. церковь пострадала от пожара. Храм капитально ремонтировался в 1823, 1875, 1888 и 1892 годах. На колокольне висело 6 колоколов, один из которых был перелит из турецкой пушки, взятой М. Ф. Каменским под крепостью Шумлой. Церковь окружала кирпичная ограда с железной решеткой.
        В 1809 г. в храме был похоронен фельдмаршал граф Михаил Федотович Каменский, а в 1811 г. его сын — генерал от инфантерии Николай. Над их могилами были уложены простые белые надгробные камни без каких-либо надписей. С 1900 г. при церкви существовала одноклассная церковно-приходская школа.
Храм закрыли в 1930 г., тогда же началось его разрушение. Было вскрыто захоронение М. Ф. Каменского, а находившиеся в нем ценности разграблены. Трапезную и колокольню разобрали на кирпич, который пошел на строительство в Орле. Церковь возвращена общине верующих в 1995 г., но из-за отсутствия средств работы на ней не ведутся.


 

с. Сабурово (Андреаново, Каменское, Андрияново). Сабуровская крепость. Конец XVIII — начало XIX вв.

        Село расположено на обоих берегах р. Цон, делающей здесь большую петлю. Центральная его часть с усадьбой и церковью Св. Михаила Архангела находится на высоком правом берегу. Впервые сельцо Андреаново упоминается в писцовой книге Орловского уезда 1678 г. В это время оно принадлежало боярину Ивану Михайловичу Милославскому. В 1721 г. его владельцами были братья Андреановы, а затем фаворит Петра I «баловень судьбы безродный» А. Д. Меншиков. В 1742 г. по указу императрицы Елизаветы Петровны село возвращено Ф. М. Каменскому (1696— 1755), который владел им несколько ранее. В 1755 г. имение пожаловано его сыну Михаилу Федотовичу Каменскому (1733—1809), впоследствии известному полководцу и общественному деятелю, увлекавшемуся литературой и театром. Военную службу он начал в 1757г. волонтером французской армии. Впоследствии участвовал в Семилетней (1756 — 1762) и русско-турецкой войне (1768—1774), где отличился в сражении под Хотином, осаде Бендер, бое под Турно. В 1774 г. генерал-поручик М. Ф. Каменский наносит поражение туркам у Эни-Базара. Во время второй русско-турецкой войны (1787 — 1791) он разбил турок у Ганкура. Начало царствования Павла I принесло М. Ф. Каменскому новые чины и награды. Он получил звание генерала от инфантерии, а в 1797г. стал фельдмаршалом и графом. Последняя военная кампания М. Ф. Каменского — участие в войне с Францией в 1805-1807 гг. 14 декабря 1806 г. фельдмаршал подал в отставку и удалился в свое имение.
        Во время своего проживания в Сабурово М. Ф. Каменский вел обширное строительство. По его распоряжению и, возможно, эскизам (фельдмаршал хорошо знал фортификацию) вокруг усадьбы была возведена садовая ограда, стилизованная под крепостную стену с многочисленными башнями и «бастионами», протяженностью около двух километров. Кроме чисто практического значения — ограждения усадьбы, башни использовались под различные службы (кузня, ледники, конюшня и т. д.). Надо полагать, что столь необычное сооружение, по-видимому, имело и символическую роль как памятник победам русского оружия под командованием М. Ф. Каменского в русско-турецких войнах. Возможно, сыграли свою роль и театральные фантазии графа — ограда напоминает гигантскую театральную декорацию, а одно из помещений, встроенных в «крепостную» стену, предположительно, служило летним театром. Внутри «крепости» был разбит обширный (ок. 20 га) регулярный парк и выстроены два каменных усадебных дома (сохранились фундаменты). При Михаиле Федотовиче была перестроена и расширена Михаило-Архангельская церковь, где его погребли после трагической гибели в 1809 г.
        В Сабурово прошли детские годы Александры Федотовны Каменской (1740—1769), в замужестве Ржевской, одной из первых русских женщин-писательниц.
Младший сын М. Ф. Каменского — граф Николай Михайлович (1776—1811) оставил заметный след в русской военной истории. Он участник Швейцарского похода А. В. Суворова (1799), отличился во время русско-австро-французской войны 1805—1807 гг., одержал ряд побед в русско-шведской войне 1808—1809 гг. (у Куортане, Сальми, Оравайсе, Совара, Ратана). Во время русско-турецкой войны (1806—1812) в 1810 г. назначен главнокомандующим Дунайской армией. В ходе военных действий им были взяты города и крепости Туртукай, Базаржик, Силистрия, Ругцук, Никополь и нанесено крупное поражение армии Османа-паши под Батином. В зените своей военной славы и на пороге блестящей карьеры он внезапно скончался в Одессе и был похоронен в Сабурово рядом с отцом.
        Последним владельцем Сабуровской крепости из рода Каменских был граф Сергей Михайлович (1771 или 1772—1835). Он не обладал военными способностями младшего брата, хотя участвовал во многих военных кампаниях, и приобрел известность более как страстный театрал. В 1815 г. в Орле им был открыт крепостной театр — один из первых русских театров, увековеченный впоследствии в литературных произведениях, записках и воспоминаниях современников. Только за период с сентября 1815 по июнь 1816 г. в театре Каменского было представлено 18 опер, 15 драм, 41 комедия, 6 балетов и 2 трагедии. Театр поглотил немалое состояние графа, и в 1827 г. он был вынужден продать Сабурово, где были захоронены его отец, брат и дед.
В настоящее время в Сабурово сохранилась большая часть кирпичной ограды с башнями, бастионами и встроенными хозяйственными постройками, церковь Св. Михаила Архангела, один из корпусов конного двора и здание сбруйной. От обширного некогда парка остались только незначительные остатки.



 

с. Дьячье (Космодамиановское, что в Дьячье, Козмодемьянское) ц. Св. Козмы и Дамиана 1914 г.


        Расположена на высоком берегу речки Мезенки, недалеко от впадения в нее широкого лога. Козмодемьянский погост, один из древнейших на территории Орловского уезда, впервые упоминается в писцовой книге 1594—1595 гг. подьячего Леонтия Софонова и писца Дементия Яковлева: «...на погосте церковь Козма и Демьян, древена, клецки, а в церкви образы, и иконы, и всякое церковное строение приходных людей, да на церковной земле дворов: во дворе поп, во дворе пономарь...» В последующем, церковь Козмы и Дамиана упоминается в ведомостях церквам Орловского уезда 1734 и 1755 гг. В 1755 г. при ней насчитывалось 102 приходских двора. Новую двухпрестольную холодную церковь вместо более древней деревянной прихожане построили в 1781 г. Храм был двухэтажным, в нижнем каменном этаже находился малый престол во имя Св. Живоначальной Троицы, а на втором, деревянном, главный — Св. бессребреников и чудотворцев Козмы и Дамиана. При церкви была трехъярусная деревянная колокольня. В приходе имелись две земские школы: одна в селе Космодамианском, другая в д. Большой Спицыной.
        Сохранившийся теплый одноименный кирпичный храм построен в 1914 г. на расстоянии 10 сажен от старой церкви. При нем была колокольня высотой около 25 метров. Церковь закрыта в 30-е годы. Колокольня не сохранилась. Возможно, тогда же или даже значительно раньше снесли стоявшую рядом с ней древнюю каменно-деревянную церковь.
 

 

с. Бакланове (Боканово) ц. Св. Николая Чудотворца 1898-1909 гг.

        Стоит на постепенно повышающейся береговой террасе над долиной реки Неполодь при впадении в нее высохшей речки Мерин. Крупный объем храма виден задолго до подъезда к селу. Первое упоминание о д. Бокановой содержится в писцовой книге Орловского уезда 1678 г. переписи Ефима Марковича Норова и подьячего Савина Репьева. В это время деревня находилась во владении князя Ивана Степановича Хотетовского, имевшего в ней свой вотчинный двор. Иван Степанович в свое время был любимцем царевны Софьи Алексеевны и при царе Петре I сумел уцелеть. Его сын служил стольником Петра I, откупаясь от нарядов администрации по флоту взносами денег.
        Первое упоминание о деревянной Никольской церкви относится к 1734 г., в последующем она фигурирует в ведомостях 1755 и 1793 гг. В 1802— 1807, 1854, 1872, 1885 и 1897 гг. храм ремонтировался, но поскольку в 1861 г. Бакланове становится волостным центром и одним из самых многолюдных сел Орловского уезда, прихожане решили построить более обширную каменную церковь. В 1897 г. был образован строительный комитет во главе со священником Митрофаном Пановым, и 12 сентября 1899 г. состоялась его торжественная закладка на новом, более высоком месте на противоположном берегу р. Неполодь. До наших дней дошли имена некоторых строителей храма, это кирпичный мастер Мариничев, плотники Горлин, Мишин, Шинарев, Иван Старцев, иконостасный мастер Гончаренко и другие. Строительные работы вел подрядчик Леваков и десятники Ширков и Чекрыгин с артелями. Архитектурный надзор осуществляли: при закладке фундамента — архитектор Пухальский, при дальнейших работах — епархиальный архитектор Вильфорт. Строительство храма велось на местные средства и пожертвования, крестьяне участвовали в строительстве, выполняя гужевые и поденные работы. 4 января 1909 г. однопрестольный храм во имя Св. Николая Чудотворца был освящен. Трехъярусную колокольню в 1910 г. довели только до середины второго яруса и она так и осталась незаконченной. Ее заменяла стоявшая рядом с храмом деревянная звонница на столбах.
        Служба же в старой деревянной Никольской церкви прекратилась в 1909 г. 12 апреля 1921 г. разобрали иконостас, перевезенный в с. Серенск Волховского уезда, часть икон передали в новый Никольский храм. В том же году она была осмотрена заведующим Орловским губмузеем П. С. Ткачевским, сделавшим несколько зарисовок, вскоре после чего ее разобрали на строительство школы, а сохранившиеся царские врата XVIII в. передали в губмузей (не сохранились).
Каменный же Никольский храм был закрыт в 1940 г. и впоследствии лишился верхнего недостроенного яруса колокольни и всех своих глав (первоначально их было 4), кроме центральной. Вновь церковь передана общине верующих в 1991 г. После восстановления с осени 1995 г. вновь стала действующей.


 

 

с. Щучье (Анохино, Троицкое, что на Щучье, Троицкое, Карповка) ц. Св. Живоначалышй Троицы 1779 г.

        Стоит в стороне от села среди заросшего кладбища, смыкающегося с остатками усадебного парка. Это одна из лучших построек в стиле барокко на Орловщине.
Впервые д. Щучье, получившая свое название по одноименной речке, упоминается в писцовой книге 1594—1595 гг. подьячего Леонтия Софонова и писца Дементия Яковлева. В это время в ней имелось 9 дворов, принадлежавших служилым людям из гарнизона Орловской крепости. В последующем с. Анохино с церковью Св. великомученика Дмитрия Солунского упоминается в ведомостях церквам Орловского уезда 1734 и 1755 гг. К 1755 г. при храме был уже 31 приходской двор.
Существующая кирпичная церковь Святой Живоначальной Троицы построена в 1779 г. помещиком Николаем Иосифовичем Телегиным. Храм имел три престола. Главный был освящен во имя Св. Троицы, северный, возобновленный 27 сентября 1890 г.,— во имя Св. мучеников Флора и Лавра и южный — во имя Св. мученицы Параскевы. Колокола висели рядом с церковью на двух деревянных столбах. Ограды церковной не имелось «по причине крайней бедности». Школ в приходе также не было «по причине бедности прихожан, разбросанности и дальности расстояний прихода». В начале XX в. с южной стороны церкви еще сохранялся ветхий деревянный дом помещицы Бек, построенный в 1817г. Церковь закрыта в 1938 г

 

с. Писканица (Песканица, Облязово) ц. Смоленской Божией Матери 1808-1812 гг.

        Стоит на возвышенном месте на берегу запруженной речки Писканицы. Впервые поселения на территории современного села упоминаются в писцовой книге Орловского уезда 1594—1595 гг. подьячего Леонтия Софонова и писца Дементия Яковлева. В это время здесь, на речке Писканице (в писцовой книге — Посконнице), существовали три починка, принадлежавшие орловским служилым людям из гарнизона Орловской крепости: починок Степанов, владельцем которого был Степанок Ларин сын Ковынев, починок Никонов — бывший во владении Никона Нефедова сына Головина и починок Зотов — принадлежавший Зоту Федорову сыну Кутепова, Во всех трех починках было три двора «помещичьих».
        Первое упоминание о Смоленском приходе относится к 1734 г. Существующий каменный храм построен в 1812 г. (по другим данным — в 1808 г.) помещиком коллежским асессором Иваном Васильевичем Кривцовым — отцом декабриста С. И. Кривцова. Церковь трехпрестольная, холодная. Главный престол был освящен во имя Смоленской Пресвятой Богородицы. Приделы справа — во имя Святых первоверховных апостолов Петра и Павла, левый — во имя Св. Сергия Радонежского Чудотворца. Наиболее почитаемой иконой храма являлась икона Св. Параскевы, по преданию перенесенная из прежней деревянной церкви. В селе с 1896 г. существовала одноклассная церковно-приходская школа. Церковь была закрыта в 1939 г. Колокольня не сохранилась.


 

с. Солнцево (Никитское, Бекетово) ц. Успения Божией Матери (Никитская) 1798 г.

        Располагается рядом с трассой Орел — Карачев, у излучены р. Орлик. Село Никитское «на реке Орле на Крутой горе» вместе с погостом впервые упоминается в писцовой книге 1594—1595 гг. подьячего Леонтия Софонова и писца Дементия Яковлева: «Погост на царя и великого князя Федора Ивановича веса Русии (земле), а на погосте церковь великого мученика Христова Никиты, древяна, клецки, а в церкве образы и свечи, и книги, и всякое церковное строенье приходных людей, а на церковной земле дворов: на дворе поп, во дворе пономарь, во дворе проскурница, да 3 кельи нищих, питаются от церкви Божией...» В это время село Никитское располагалось на высоком берегу р. Орлик (Орел) при впадении в нее широкого лога. В XVIII веке церковь была перенесена в д. Бекетово, ближе к Карачевской дороге. С этого времени д. Бекетово стала называться с. Никитским, старое же место, где первоначально находилось село, было со временем заброшено, а деревянная церковь упразднена. Существующий Успенский храм построен в 1797г. помещиком Д. М. Сонцевым-Засекиным. В нем было два престола: главный — во имя Успения Божией Матери, по сторонам — Св. великомученика Никиты и Св. мученицы Параскевы, освященный в 1843 г. В 1870 г. с разрешения епископа Ювеналия по проекту архитектора В. С. Попова началась постройка теплого придела, который, примкнув к старой трапезной, соединил ее с колокольней, раньше стоявшей отдельно. 9 ноября 1884 г. новый престол был освящен во имя Св. Михаила Архангела. При церкви имелась школа грамоты.
        Из достопримечательностей храма особо выделялась древняя икона Св. великомученика Никиты, перенесенная в Успенскую церковь из старого деревянного храма. По местному преданию она появилась на колодце, находящемся недалеко от места, где некогда стояла деревянная церковь. Колодезь существует и по сие время и почитается святым, по поверию его вода помогает от глазных болезней. Другой святыней церкви был древний серебряный крест с частицами святых мощей. Храм закрыт в 1930 г. В 1989 г. передан общине верующих и в настоящее время полностью восстановлен. Вновь освящен 24 ноября 1990 г.

 

с. Дубовик (Левшино тож, Монастырское). ц. Св. Георгия Победоносца и царицы Александры. 1821 г.

        Расположена на краю пологого лога, по которому течет ручей Дубовик. Кирпичная одноглавая церковь Св. великомученика Георгия Победоносца и Св. муч. царицы Александры построена в 1821 г. иждивением гвардии корнета Александра Яковлевича Охотникова. В ней были устроены два престола: холодный — во имя Св. великомученика Георгия Победоносца и Св. муч. царицы Александры и в теплом приделе — во имя Св. муч. Миропии. В 1885—1886 гг. храм капитально ремонтировался. Его окружала ограда из дикого камня, крытая железом, в восточную сторону которой была встроена каменная часовня над прахом храмосоздателя (не сохранилась).
        С селом Дубовик связана жизнь и деятельность краеведа Ивана Филипповича Рынды, автора книги «Черты из жизни Ивана Сергеевича Тургенева», владевшего здешним имением в конце XIX — нач. XX вв. Недалеко от церкви сохранилось здание второклассной учительской и церковно-приходской школ. Деревянное здание школы было построено на средства Епархиального и Синодального училищного совета и прихожан по инициативе священника Иакова Померанцева и при участии дворянина Н. И. Смыкова в 1895-1896 гг. В 1904 г. в школе состояли заведующий, четверо учителей и 130 учеников. Многие из выпускников школы работали впоследствии учителями в земских и церковно-приходских школах Орловского и соседних уездов. В 1913 г. на месте сгоревшего построили новое кирпичное школьное здание, сохранившееся до наших дней.
        Георгиевская церковь была закрыта в 1930 г. Во время Великой Отечественной войны она сильно пострадала и от нее уцелела только колокольня. Школьное здание хорошо сохранилось, но в настоящее время оно заброшено.


 

с. Путимец. ц. Рождества Христова. 1803 г.

        Расположена в центре села на узком и вытянутом мысу, выдающемся в долину ручья Путимец. Впервые Христорождественская церковь в с. Путимец упоминается в ведомостях церквам Орловского уезда 1734 и 1755 гг. В 1755 г. при ней числилось 92 приходских двора.
        Существующая кирпичная однопрестольная холодная Христорождественская церковь была построена в 1803 г. «тщанием доброхотных дателей» вместо обветшавшей деревянной Ее окружала железная ограда. В деревянной сторожке при церкви, построенной в 1898 г., помещалась школа грамоты, открытая в 1903 г.
Церковь была закрыта в 30-е годы и использовалась для хранения зерна. Вновь открыта 4 июня 1944 г. Священником Евгением Алексеевичем Звягинцевым в 1942—1943 гг. было пожертвовано в приход Казанской церкви села Яковлеве «в пользу бедных и сирот» 1200 руб., на танковую колонну имени Дмитрия Донского — 400 руб., «на пленных бойцов Красной Армии, находящихся по тюрьмам на советской территории, оккупированной немцами», — 35 метров холста, 13 пар суконных чулок и перчаток и 4 фуфайки. В 1960 г. церковь была вновь закрыта и использовалась под складское помещение. В 1989—1991 гг. произведена ее реставрация.

 

 

с. Салтыки (Спасское-Салтыки, Спасское). ц. Преображения Господня. 1871-1886, 1910-е гг.

        Недалеко от села Спасское-Салтыки, у устья ручья Добрый Колодезь, впадающего в реку Оку, находится брод Быстрый, упоминаемый в Книге Большому Чертежу 1627 г., через который в 1571 г. переходили татары хана Девлет-Гирея во время похода на Москву.
Впервые село Спасское с Преображенской церковью упоминается в 1734 г. В это время при церкви насчитывался 141 приходской двор. В XVIII веке село входило в Кромскую округу и называлось «Спасское, что на Добром Колодезе». Некоторое время оно находилось во владении П. Б. Шереметева, позднее графа Салтыкова, отчего и получило свое второе название.
        Первоначальный деревянный храм Преображения Господня находился в урочище Добрый Колодезь и сгорел в 1787 г. Вместо него в с. Никольском Орловского уезда у помещицы Анны Алексеевны Хитровой был приобретен также деревянный храм, построенный в 1791 г. и разобранный в 1895 г. вскоре после постройки нового каменного храма.

        Существующий холодный храм, во имя Преображения Господня с деревянной колокольней был выстроен в 1871—1886 гг. на средства прихожан по проекту епархиального архитектора. Из-за нехватки средств из пяти глав, которые должны были венчать храм, возвели только центральную. Внутренняя отделка и иконостасные работы велись орловским мещанином Николаем Васильевичем Хлебниковым. Главный престол во имя Преображения Господня был освящен 17 февраля 1891 г., правый придел в честь Св. и Чудотворца Николая и левый во имя Покрова Пресвятой Богородицы — 2 и 3 ноября 1892 г. В 1910-е годы (по словам местных жителей) построили каменную колокольню.
        В храме сохранялись антиминс, освященный преосвященным Аполлосом (1788~1789), и древняя икона Казанской Божией Матери. С 1890 г. при храме велась церковная летопись. В 1892 г. на сельском кладбище сельца Агеевки в 7 верстах от села прихожанами была построена деревянная часовня (не сохранилась).
В 1896 г. рядом с церковью из леса, оставшегося от старого храма, была построена одноклассная церковно-приходская школа. В 20-е годы вместо старой и на ее фундаменте было выстроено школьное здание, сохранившееся до наших дней. В 30-е годы церковь была закрыта.



На главную      На страницу "Архитектурные древности Орловщины"