На главную На страницу "Архитектурные древности Орловщины"
Новосильский район
с. Бедьково (Битьково) ц. Богоявления Господня 1769, 1850 гг.
Стоит рядом с кладбищем на краю села. К северу и востоку от нее
местность постепенно понижается к р. Зуше. В 30-е гг. XVII в. Бедьково
принадлежало Федору Нащекину «с товарищи». В сентябре 1637 года во время набега
крымских татар под предводительством царевича Нураддина татары в Бедьково
«церковь и дворы и гумно сожгли без остатку».Приход возник предположительно во
второй половине XVIII в. Каменный храм во имя Богоявления Господня с придельным
алтарем во имя Св. Архангела Михаила построен в 1769 г. на средства помещика
Скарятина. В 1850 г. рядом с храмом на средства помещицы Марьи Петровны Авдеевой
была возведена каменная колокольня (сохранился нижний ярус). Тогда же, вероятно,
были сбиты наличники и порталы храма, а его кирпичные стены оштукатурены. В 1892
г. внутренность храма и его иконостас были обновлены. В селе с 1889 г.
существовала школа грамоты (фото справа). Церковь закрыта в 30-е годы.
с. Ямская Слобода. ц. Св. Дмитрия Мироточивого. 1810 г.
Поставлена
на правом низменном берегу р. Зуши, которая омывает село с трех сторон. Силуэт
храма виден уже на дальних подступах к Новосилю.
Дмитриевский приход образовался предположительно в XVI в. и состоял из
новосильских ямщиков, живших здесь отдельной слободой. В XVI—XVIII вв. на этом
месте сменилось несколько поколений деревянных храмов. В сметной книге Новосиля
1686— 1687 гг. упомянута слободская Дмитриевская церковь с приделом Св.
мучеников Фрола и Лавра. Каменный храм во имя Св. великомученика Дмитрия
Мироточивого построен в 1810 г. и до начала XX вв. существенным переделкам не
подвергался. Колокола висели рядом с церковью на столбах. В селе с 1893 года
существовала школа грамоты, а в Сельце Задушном - земская школа. Церковь закрыта
в 30-х годы.
с. Задушное. Свято-Духов мужской заштатный монастырь. XVI — нач. XX вв.
Располагается в живописном месте в излучине р. Зуши в 4 км от г. Новосиля.
Впервые упоминается в 1637 г. в связи с разгромом его татарами, хотя
предположительно существовал значительно ранее, возможно еще во времена
Новосильского княжества (XIV в.). По писцовой книге 1685 г. стольника Бориса
Максимовича Игнатьева и подьячего Василия Никифорова он имел всего одну
деревянную церковь Св. Живоначальной Троицы с приделом Св. Николая Чудотворца, к
которой были пристроены трапезная и паперть. В монастыре также были двойная
келья игуменская, пять келий братских и хлебня, позади которой стояла поварня.
Вместе с игуменом Иосифом в монастыре имелось всего 6 человек братии. Монастырь
владел селами Задушное, Березовец и Игумново, в которых насчитывалось 176
крестьянских дворов, мельницей и рыбными ловлями на реке Зуше.
В 1764 г. монастырь был закрыт, а
церковь обращена в приходскую. Но в 1767 г. по ходатайству помещиков
Новосильского уезда премьер-майора князя П. Я. Голицына, статского советника и
государственной коллегии экономии вице-президента П. В. Хитрово и других обитель
вновь открыли и причислили к числу заштатных монастырей. В феврале 1775 г.
монастырь подвергся нападению разбойников, которые «мучили игумена, ограбили его
пожитки и монастырские деньги, а келейника его убили до смерти».
Благодаря щедрости монастырских
вкладчиков, в число которых входили камергер коллежский советник и кавалер граф
Дмитрий Николаевич Шереметев, камер-фрейлина графиня Анна Алексеевна
Орлова-Чесменская, тульский епископ Дамаскин, помещица Хиония Ивановна
Пушечникова и многие другие «доброхотнодатели», в обители велось большое
строительство, и к концу XIX в. Свято-Духов монастырь представлял из себя
живописный ансамбль, в который входили Троицкий собор (1754—1770), церковь Св.
Николы Чудотворца (1821) с приделом во имя Воздвижения Креста Господня (1829) и
колокольней и церковь Нерукотворного Образа Спасителя. Последняя была построена
на средства новосильской помещицы Марии Алексеевны Бурдуковой в 1844 г., здесь
же впоследствии погребенной вместе со своим мужем и детьми. В число прочих
монастырских построек входили настоятельский и братский корпуса, а также
гостиница для именитых богомольцев. Обитель окружала кирпичная ограда
трапециевидной формы с пятью башенками и Святыми воротами. Внутри ограды были
разбиты два сада. С внешней стороны располагалось хозяйственное подворье,
включавшее в себя многочисленные постройки и службы: каретный сарай, конюшню,
амбары и др. Здесь же находился гостиничный городок, включавший в себя два
странноприимных дома, бараки и навесы для богомольцев.
При монастыре еще с середины XVIII в. существовала школа, в 1805 г. возведенная
в ранг духовного училища, впоследствии переведенного в г. Новосиль. При обители
находились еще два учебных заведения: церковно-приходская школа — с 1894 г. и
земское училище. Монастырский штат никогда не отличался многочисленностью, не
превышая 40 монашествующих. Так, в 1907 г. в обители, кроме настоятеля
архимандрита Симеона, насчитывалось 28 человек братии. 15 августа 1895 г. в
окрестностях села Енютина на землях и в имении, пожертвованных монастырю
дворянином Александром Васильевичем Глотовым и вдовой тульского губернского
секретаря Елизаветой Николаевной Чайкиной, был открыт скит. В него входили
большое количество жилых и хозяйственных построек бывшей усадьбы Глотова и
построенная в 1896 г. деревянная Покровская церковь.
Известность монастырю приносило
наличие чудотворной иконы Св. Николая, предположительно XII в. Реставрировавший
ее в 1855 г. художник Подключников считал, что это одна из древнейших русских
икон. Монастырские власти разрешали ежегодно местным жителям брать ее для
богослужения в свои селения и, как отмечал очевидец, «для сего в известное время
жители села всех возрастов приходят в монастырь в полном праздничном наряде и,
взявши св. икону, несут ее пешком иногда верст 40—50». В монастыре также
хранилась книга «Пролог», пожалованная в обитель в 1663 г. царем Алексеем
Михайловичем. Еще в XVIII в. при Свято-Духовом монастыре была учреждена ярмарка,
проводившаяся в день Сошествия Св. Духа.
Монастырь был закрыт в 20-е годы, а
его разрушение началось в середине 30-х. Сильно пострадал монастырский комплекс
и во время Великой Отечественной войны. В настоящее время на территории
монастыря сохранились Троицкий собор, Никольская церковь (без завершения) и
отдельные фрагменты монастырской ограды.
От автора сайта: в
настоящее время монастырь активно восстанавливается (фото справа).
с. Голунь (Покровское) Усадьба Голицыных 1785 г.- нач. XIX в.
Расположена на высоком правом берегу
р. Зуши у дороги на Новосиль. Представляет из себя один из лучших ансамблей в
стиле классицизм, сохранившихся на территории области. Село Голунь было
приобретено князем М. А. Голицыным в 1780 г. В нем сразу же начались обширные
работы по строительству (проект был заказан знаменитому архитектору А. Н.
Воронихину) и благоустройству поместья, ставшего одной из наиболее замечательных
усадеб Тульской губернии. Усадьба в Голуни включала в себя главный дом (заложен
около 1810 г.), два однотипных флигеля, конный двор (1785—1787), регулярный парк
и сад.
В состав усадьбы входила церковь
Покрова Пресвятой Богородицы, построенная также по проекту Воронихина вместо
деревянной, сгоревшей в 80-е гг. XVIII в. Храм был заложен в 1790 г. и строился
около 50 лет. В 1800 г. освятили Николаевский придел, потом, в 1816 г., главный
Покровский храм и в 1839 г. — Митрофаниевский придел. По словам очевидца,
«...достоин внимания иконостас в Митрофаниевском приделе. Он весь покрыт
золотом; все иконы написаны в итальянском стиле. Иконостас этот пожертвован кн.
Голицыным и перенесен в Голунский храм из домового храма в подмосковном имении
князя, в с. Дубровицах». По местному преданию, храм и усадебный дом соединялись
подземным ходом. К сожалению, в 60-е годы Покровскую церковь разрушили по
приказу районного начальства.
В настоящее время дворец Голицыных
находится в руинном состоянии, а флигеля и конный двор используются под нужды
местного хозяйства.
с. Голунь
(Покровское). Конный двор в усадьбе Голицыных. 1785-1787 гг.
Расположен на высоком правом берегу р. Зуши через дорогу от усадьбы Голунь.
Конный двор — одна из первых построек, сооруженных по указанию князя М. А.
Голицына в усадьбе, причем некоторые указания по строительству давались им лично
(декоративная отделка стен, побелка). Архитектура конного двора выдержана в
стиле ранний классицизм. Он представляет из себя ряд одноэтажных зданий,
поставленных в каре и объединенных невысокой кирпичной оградой. Углы ограды
скошены и отмечены круглыми башенками. Въезд на территорию двора осуществлялся
через ворота в трехъярусной башне. Устное предание говорит о том, что комплекс
никогда не использовался как конный двор, здесь находились складские помещения,
отчего это здание среди местных жителей имело другое название — «запас».
Несмотря на отдельные утраты, конный
двор в Голуни хорошо сохранился и является единственной постройкой подобного
рода, уцелевшей на территории Орловшины. Кроме Голуни, остатки конных дворов
сохранились в селах Сабурово (Орловский р-н) и Хотьково (Шаблыкинский р-н), но
ни по сохранности, ни по архитектуре они не идут ни в какое сравнение с
голунским.
с. Жердево. ц. Успения Божией Матери. 1891 г. - нач. XX в.
Расположена вдали от сельской
застройки на высоком берегу р. Колпны. Приход возник в 1772 г. с построением в
селе деревянного храма во имя Успения Божией Матери, возведенного на средства
помещицы Наумовой. В 1883 г. храм был поврежден пожаром и вследствие этого
обновлен. Строительство сохранившегося трехпрестольного каменного храма началось
в 1891 г. В церкви имелась местночтимая икона Казанской Божией Матери. В селе с
1883 г. существовала школа грамоты, а в сельце Чулкове — земская школа.
Храм был закрыт в 30-е годы.
Колокольня и трапезная не сохранились.
Фрагменты росписи ц. Успения Божией Матери.
.